Я собираюсь проверить это лично: XL1 в моем распоряжении на один рабочий день – с 9 утра до 18 вечера. И ни часом дольше. Потому что сегодня мы в Вольфсбурге, на родине Volkswagen, где даже за минуту переработки можно получить пожизненное.
Однолитровый автомобиль в сдержанном серебристом цвете встречает меня на выходе из отеля, переливаясь в лучах утреннего солнца, а я волнуюсь, как перед первым свиданием с девчонкой из параллельного класса. Ведь это очень редкий автомобиль — один из всего 250 выпущенных — и он стоит целое состояние. Официальная цифра в 111 000 евро, объявленная на момент начала приема заявок, не значит, по сути, ничего — просто машина называется XL1 и три единички в ценнике кому-то из маркетингового отдела «Фольксвагена» показались отличной идеей.
Сколько на самом деле стоит каждый «однолитровый автомобиль», не знает, кажется, никто. За исключением Фердинанда Пиха.
Рядом с XL1 припаркован новенький Lamborghini Huracan, но на фоне моей сегодняшней машины он смотрится банальнее салата оливье на новогоднем столе. В привычном нам мире «икс-эль-уан» кажется забытой на съемочной площадке декорацией к сиквелу «Звездных войн».
По сути, XL1 – это гиперкар размером с пачку чипсов, перед которым поставили неожиданную задачу: быть не самым быстрым, а самым экономичным.
И он невероятно крут: построен вокруг карбонового монокока, к которому на алюминиевом каркасе крепятся детали подвески и силовой агрегат. Кузовные панели сделаны из армированного углеволокном пластика, боковые стекла — из очень легкого поликарбоната, а лобовое — это триплекс, но очень тонкий, облегченный. Тормозные диски изготовлены из углеродного композита, стабилизаторы поперечной устойчивости — углепластиковые, в подвеске используются гоночные «винты» с регулировкой жесткости и дорожного просвета, а колесные диски тут из магния.
А как вам передняя панель из бумаги (на самом деле, это прессованная целлюлоза, обклеенная пластиком) или нерегулируемые карбоновые «ковши», обтянутые тканью и стилизованные под гражданские сиденья? Стеклоподъемники — механические «весла», а вместо боковых зеркал — «глазки» видеокамер, транслирующих картинку на небольшие экраны в дверях. Камеры решили установить для снижения коэффициента лобового сопротивления: у XL1 этот показатель составляет 0,189, поэтому для поддержания крейсерской скорости 100 километров в час ему требуется всего 8,4 лошадиные силы. Однако гибридная установка здесь в несколько раз мощнее.
Дизельный 0.8 с наддувом и непосредственным впрыском, разместившийся за спинками сидений (XL1 имеет среднемоторную компоновку), выдает 48 лошадиных сил; интергрированный в силовую установку электродвигатель (он же выполняет функции стартера и генератора) – еще 27. Блок батарей емкостью 5,5 кВт·ч размещен под ногами пассажира (вот почему его кресло сдвинуто назад) и находится в пределах базы, что обеспечивает почти идеальную развесовку. Исключительно на электротяге XL1 способен проехать около 50 километров, а общий запас хода составляет 500 километров – на столько хватит 10-литрового бака для топлива. Топливный бак большего размера сюда попросту не влез. А влезу ли я?
Открываю двери-крылья, переваливаюсь через широченный — как в Pagani Zonda — карбоновый порог и плюхаюсь на установленное практически на полу жесткое кресло. Передо мной — маленький бублик рулевого колеса со спиленной нижней хордой (регулируется только по высоте), знакомая приборка от VW Beetle и вездесущие подрулевые рычажки, которые можно встретить на любой модели Volkswagen, выпущенной за последние 20 лет. Справа — блок климат-контроля от VW Caddy (в тачке за 111 тысяч евро есть кондиционер — невероятная щедрость!) и торчащий на ножке экранчик навигатора Garmin. Красная цена ему — 100 евро, но для XL1 его слегка доработали: теперь он не только способен довести до ближайшего «Макдака», но и знает, где находятся ближайшие электрозарядки, и умеет показывать картинки о режимах работы гибридной установки.
Несмотря на высоту машины в метр с кепкой, я не упираюсь головой в потолок — здесь предусмотрительно сделали выемки. Протянув руку, захлопываю неожиданно легкую дверь, осматриваюсь и регулирую сиденье и руль — больше настраивать нечего. Боковых зеркал нет, зеркала заднего вида тоже — потому что заднего вида тоже нет: сразу за креслами находится глухая перегородка, отделяющая моторный отсек от пассажирского. Остается ткнуть в совершенно обычную кнопку запуска двигателя (такую же можно встретить в VW Tiguan или Polo), перевести селектор семиступенчатого преселектива DSG в «драйв» и бесшумно покатиться. Ну, практически бесшумно.
Даже при движении на электротяге внутри XL1 нет ощущения абсолютной тишины, как в других электромобилях. Ведь и шумоизоляции тут как таковой нет. Слышно, как под тоненькими передними колесиками — размерностью всего 115/80 R15 — похрустывают редкие камушки и веточки. Как гремит и шумно меняет передачи «робот» с пустотелыми валами и магниевым картером (он тут ради снижения веса), как по-троллейбусному подвывает где-то сзади электромотор и чихает водитель в соседней машине. Касаешься тормоза, и в салон проникает «наждачный» гул карбон-керамических тормозов; включаешь поворотник, и слышишь, как где-то щелкает реле. Элект