Министр отметил, что сейчас ведутся интенсивные политические дискуссии о госбюджете будущего года и потенциальных налоговых изменениях, и, как обычно, ожидается политическая борьба за финансирование различных программ государственного бюджета.
"Но я как министр экономики хотел бы набросать общую картину, исходя в основном из интересов экономической конкурентоспособности Латвии", - сказал Валайнис.
Минэкономики разработало амбициозную стратегию экономического роста Латвии, которая предусматривает в период до 2035 года удвоение объема экономики страны. Это требует ежегодного роста валового внутреннего продукта (ВВП) на 4-5%.
Валайнис отметил, что госбюджет и налоги сейчас являются главными инструментами, которые имеются в распоряжении правительства и Сейма и от которых зависит, удастся ли направить экономику на путь более стремительного развития. Как отмечают эксперты, решающим в этом процессе станет увеличение объема инвестиций и экспорта.
Чтобы его добиться, в контексте налоговых изменений нужно следовать в двух основных направлениях: снизить налоговое бремя на рабочую силу и увеличить доступность финансов для развития народного хозяйства Латвии. Одновременно есть и несколько других направлений, где параллельно нужно уделять внимание достижению поставленных целей: это финансирование программ из фондов ЕС, привлечение иностранных инвестиций, развитие человеческого капитала, сокращение бюрократии.
Министр отметил, что ряд исследований, в том числе проведенные ОЭСР и Еврокомиссией, свидетельствуют о том, что в Латвии довольно высокое налоговое бремя на рабочую силу, особенно по сравнению с нашими ближайшими соседними по ЕС странами и особенно в сегменте малых и средних зарплат. Это создает две крупнейшие проблемы: латвийские предприятия менее конкурентоспособны по сравнению со своими литовскими и эстонскими конкурентами и "на руки" в Латвии получают меньшие зарплаты. Что впоследствии влияет на способность работодателей привлекать качественных специалистов, увеличивать продуктивность и экспортный потенциал.
Для латвийского общества в целом сложившаяся ситуация означает более высокое неравенство и более низкие доходы, поскольку на плечи получателей маленьких и средних зарплат возлагается пропорционально большее налоговое бремя, сказал Валайнис.
Он отметил, что около 80% работающих в Латвии получают брутто-зарплату, или зарплату до уплаты налогов, до 2000 евро в месяц, и именно в этом сегменте зарплат в Латвии по сравнению с Литвой и Эстонией пропорционально гораздо больше налогов на рабочую силу. Например, при нетто (или "на руки") доходе в месяц в размере 1000 евро в Латвии налоговое бремя на рабочую силу составляет 41%, в Литве - 36%, а в Эстонии - 33%.
Поэтому необходимо думать, как уменьшить налоговое бремя на рабочую силу, чтобы Латвия начала приближаться к уровню нетто-зарплат Эстонии и Литвы, отметил министр.
От этого выиграют латвийские экспортирующие предприятия, у которых повысится конкурентоспособность на внешних рынках. Рост экспорта является важнейшим элементом в достижении поставленных целей по экономическому росту. Снижение налогов на рабочую силу стало бы важным шагом и в сторону уменьшения теневой экономики, подчеркнул Валайнис.
"Решения, как этого добиться, могут быть разными, дискуссии по этому поводу еще продолжаются, но однозначно ясно, что снижение налоговой нагрузки следует оценивать в контексте возможностей госбюджета следующего года, а также потенциального результата планируемых изменений", - отметил Валайнис.
По мнению министра, внедрение различных компенсирующих механизмов также поможет добиться того, чтобы госбюджет от снижения налогов на рабочую силу не пострадал, а фискальное влияние на него оказалось даже положительным.
Одним из этих потенциальных компенсирующих механизмов теоретически может служить налог на сверхприбыль для коммерческих банков, сказал министр.
Валайнис подчеркивает, что цель в данном случае - скорее добиться большего вовлечения банков в кредитование народного хозяйства, нежели увеличения доходов Государственной казны.
Нынешняя политика банков, сформировавшаяся по разным причинам, не служит росту народного хозяйства. Как свидетельствуют данные Банка Латвии, общий остаток кредитов, выданных предприятиям и домашним хозяйствам, в Латвии в 2023 году был на исторически самом низком уровне - 27,1% ВВП, что или примерно в три раза меньше, чем в среднем по странам еврозоны.
В Латвии уровень кредитования самый низкий в странах Балтии. Валайнис подчеркнул, что в 2014 году в Латвии общий остаток по выданным кредитам составлял 14,62 млрд евро, а в 2023 году - 14,76 млрд евро. В Эстонии за это время объем выданных кредитов вырос с 15 млрд до 27,33 млрд евро, в Литве - с 15,16 млрд до 27,87 млрд евро.
Несмотря на низкую активность кредитования, банки в Латвии зарабатывали больше всех в странах еврозоны. В прошлом году в Латвии коммерческие банки суммарно заработали 570,5 млн евро.
"Понятно, что в последние годы получить нехарактерно высокую прибыль банкам помогла политика высоких процентных ставок Европейского центрального банка", - отметил Валайнис.
В то же время резкие различия между Латвией и остальными странами Балтии наблюдаются в плане выданных жилищных кредитов. На конец прошлого года остаток выданных в Латвии жилищных кредитов составил 5,77 млрд евро, в Эстонии - 12,17 млрд евро, в Литве - 14,40 млрд евро, при этом около половины выданных в Латвии жилищных кредитов гарантированы государством.
"Мы долгое время вели переговоры с представителями латвийских коммерческих банков о добровольном участии в значительно более масштабном кредитовании народного хозяйства и населения", - отметил министр.
По его информации, общая прибыль коммерческих банков за первые шесть месяцев этого года по-прежнему была очень высокой - 286 млн евро, а остаток кредитов, выданных резидентам, по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года вырос всего на 3,7%.
Таких темпов роста недостаточно, учитывая длительное отставание от Литвы и Эстонии. Валайнис говорит, что необходимо найти мотивирующие механизмы для перехода коммерческих банков от нынешней модели надежной прибыли, основанной на политике высоких процентных ставок Европейского центрального банка, к чуть более рискованной модели, включающей более активное участие в финансировании народного хозяйства Латвии.
По мнению Минэкономики, остаток кредитов, выданных коммерческими банками, в год должен расти как минимум на 8-10%. "И мы готовы ввести индивидуальный подход: если объем кредитов, выданных конкретным коммерческим банком, растет на конкретные проценты, налог на сверхприбыль (объем ставки которого еще надо определить) ему платить не пришлось бы", - рассказал Валайнис.
Налоговые изменения и более активное кредитование народного хозяйства и населения Латвии - это всего лишь два комплекса мер по сдвигу экономики нашей страны, которые планируется осуществить уже в ближайшее время - в рамках госбюджета следующего года и сопровождающих законопроектов, добавил министр.
"Детали запланированных мероприятий в ходе дискуссий еще могут измениться, но за эти направления я буду выступать всеми силами", - подчеркнул Валайнис.