Комплект янтарных украшей - подарок от польского премьера Дональда Туска, стакан презентовал вице-президент США Джо Байден в память о посещении Белого дома, фарфоровый сосуд для чая преподнесла канцлер ФРГ Ангела Меркель, а Латвийскую энциклопедию Лаймдота Страуюма впервые и увидела.
Со времен президентства Гунтиса Улманиса и премьерства Ивара Годманиса в здании Кабмина хранится около 400 подарков, полученных бывшими премьер-министрами, а канцелярия президента передала в Латвийский национальный исторический музей 894 предмета. Полученные экс-президентом Андрисом Берзиньшем 230 подарков пока хранятся в канцелярии. Часть из них планируется выставить в Зале подарков президенту, который будет находиться в восточном корпусе Рижского замка.
Госканцелярия желает ввести такой же порядок и для подарков премьер-министрам, для этого сейчас разрабатываются поправки к правилам Кабмина. Одна из причин – в музее подарки хранились бы в соответствующих условиях, проходили реставрацию по мере надобности и каждый желающий смог бы на них посмотреть.Сейчас их могут увидеть лишь обладатели пропусков в здание правительства и посетители в Ночь музеев, отстоявшие длиннющую очередь.
Среди подарков есть самые разные. Например, в свое время экс-премьеру Андрису Берзиньшу жители Лимбажского края подарили кусок черного дуба, которому от пяти до семи тысяч лет. С виду ничем не примечательная деревяшка, но она бесценна, как и кусок лавы исландского вулкана.
В экспозиции имеются и настольные часы Валдиса Биркавса - подарок президента США Билла Клинтона, и один из самых трогательных презентов – нотные листы партитуры оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин". Их в 200-летний юбилей Вагнера Валдису Домбровскису преподнес президент Германии Иоахим Гаук. Символично, что зарубежная премьера оперы состоялась именно в Риге.
Валдис Затлерс выкупил 4 подарка: в том числе хрустальную конфетницу от Вацлава Клауса. У Римского папы - такая же.
В парламенте оборудован специальный Зал подарков, где для публичного осмотра доступны многие вещи, врученные председатю Сейма и другим должностным лицам.
Дипломатические подарки обычно символические, протокол блюдет, чтобы подарок не мог считаться взяткой.
Выбор зависит еще и от того, кому подарок предназначен: исследуются его хобби, интересы. Эстонский президент Томаса Хендрика Ильвес достаточно презрительно относится к официальным подаркам. Но известен его интерес к Ливонии. В антиквариате была найдена карта этой страны. Когда Затлерс вручил ее Ильвесу, тот был в восторге.
Как правило, на визитах высшего уровня дарят подарки стоимостью от 40 до 80 евро, уровнем ниже – от 15 до 40 евро. Обычно выбирают ювелирные изделия латышских мастеров, лен, кожу, янтарь, посуду, монеты, небольшие картины, этнографические куклы.
Авторские работы художников - ювелирные изделия, ценные книги дарит спикер Сейма президентам, королевским особам, главам парламентов.
Валдис Затлерс выкупил всего четыре вещи, они связаны с воспоминаниями о людях. У Затлерса сложились очень душевные отношения с президентом Польши Лехом Качиньским, и трагическая гибель Качиньского в авиакатастрофе под Смоленским стала для Затлерса сильным ударом. В память о погибшем у него остался чайный сервиз.
Чайный сервиз Леха Качинского.
А хрустальная вазочка с конфетами – от президента Чехии Вацлава Клауса. Затлерс считает, что сам никогда бы такую не купил – во-первых, в таком предмете роскоши нет надобности, во-вторых, слишком дорого. Однако слова Клауса в момент вручения "У Папы римского точно такая же!" сделали свое дело. Тем не менее экс-президент предпочел не выкупать памятную медаль именно от Папы римского: комиссия оценила ее в 4500 евро – по мнению Затлерса, это перебор. Мимо пролетели и роскошные бухарские халаты с золотым шитьем. Затлерс полагал, что они подарены лично ему, а другие решили, что это подарок государству. Ну не спорить же из-за этого.
Вот тут-то, по мнению экс-президента, и выражается неупорядоченность системы. Например, как быть, если, примеру, гости из Японии подарят навороченный телефон? Выкупить его или отдать на хранение? Или вот супруга экс-президента получила от иорданской королевы коробку детских игрушек. Не оставаться же им в Рижском замке? Вот и отправились игрушки в детский дом. Бюрократия дошла до того, что регистрируются даже детские рисунки. На одном таком, оцененном в пять латов, Вайра Вике-Фрейберга написала "Позор!".
Впрочем, в МИДе считают, что это обычная практика во многих странах.
Анна СТРАПЦАНЕ (Sestdiena). Перевод – Юлия Рудокайте.