- Одна из главных тем этой недели, не только в масштабах Латвии, но и всей Европы: рост цен на энергоносители…
Нил УШАКОВ: «Еда или отопление» - рост цен на газ стал одной из главных тем, о чем говорили на прошлой неделе в Страсбурге в Европейском парламенте. Все происходящее с ценами на тепло, электричество и так далее вызывает, с одной стороны, шок. С другой стороны – Европейский парламент требует действий, а не разговоров, потому что зима приближается.
Наша фракция социал-демократов выступает, например, за введение "энергетического минимум для малообеспеченных", то есть оказание помощи с оплатой счетов за коммунальные услуги для социально уязвимых жителей Европы и естественно Латвии.
У Европы уже есть положительный опыт. Только что в условиях тяжелого кризиса и эпидемии Евросоюза удалось централизованно закупить вакцины для всех стран членов ЕС. Также в рекордные сроки удалось создать фонд восстановления экономики, а Латвия уже получила первые транши в виде грантов, которые не надо будет возвращать.
Сейчас в очередной раз надо признать, что Латвии в целом очень повезло, что мы смогли в свое время вступить в ЕС. Конечно, мы не вступали в ЕС, чтобы стать там самым отсталым регионом. Но тут претензии явно не Брюсселю надо выдвигать.
В Латвии прогнозируется рост цен на электричество в два раза и схожий рост цен на отопление в ряде городов. Министр здравоохранения говорит о необходимости просить международную помощь. Впереди очень сложная зима, это если аккуратно выражаться. В это время почти половина министров не могут даже нормально принять участие в заседании координационного совета по ковиду. Они удаленно подключаются, как школьники.
Сейм проголосовал против предложения оппозиции снизить НДС на газ и электричество. А президент проводит заседания на тему нового герба Селии и организовывает торжественное заседание Рижской думы, где он говорит в том числе об оккупантах и табличке, которую надо установить у памятника освободителям. У нас президент вместо того, чтобы созвать заседание правительства и поговорить о вакцинации и, собирает рижскую думу и говорит об оккупации. А газ, вакцины и деньги пускай нам из Брюсселя присылают.
Кстати, Наши националисты очень любят хвалить венгерский подход. Консервативные ценности, заборы против мигрантов и так далее. Только вот Венгрия на днях заключила новый договор с Россией на поставку газа напрямую в обход Украины на 15 лет. А наши националисты сделали в свое время все возможное, чтобы NordStream 2 прошел мимо Латвии. У венгров в квартире газ, а у нас - все как обычно.
— Продолжая тему о президенте… На днях президент Латвии Эгилс Левитс заявил, что знание русского языка по-прежнему необоснованно востребовано на рынке труда, и что при решении этой проблемы государство не должно проявлять трусость… Как можно прокомментировать эти слова?
Янис УРБАНОВИЧ: Во-первых, хотел бы подчеркнуть, что русский язык является родным или языком общения в семье для почти 40% жителей Латвии! Это следующий самый употребляемый в стране язык после латышского! А президент Латвии считает необходимым указать, что русский язык «такой же иностранный язык, как любой другой». Он не видит места для русского языка в школьных учебных программах. И призывает «без малодушия» административными методами выкорчевать его из спроса на рынке труда. И этим, невольно или с умыслом, но президент высказывает и определенное отношение к говорящим на этом языке гражданам Латвии.
На «иностранном» языке говорят чужие… Эгилс Левитс имеет обыкновение с большим пафосом говорить о «ценностях культурного пространства Европы», но в своей риторике демонстрирует игнорирование этих ценностей. Ведь в Европе принято с уважением относиться ко всем языкам, на которых говорят граждане этих государств. К этим гражданам принято по возможности обращаться на их родном языке. Подчеркивается, что они – часть Европы, даже если их язык не является официальным языком ЕС.
Сейчас Латвия переживает тяжелый кризис, и самое важное мобилизовать общество для его преодоления. И обязанность президента – и своим примером, и своими поступками – объединять общество ради этой цели. Но нынешний президент Латвии не берет на себя инициативу, уходит от ответственности. Повестка его работы поражает своей оторванностью от реальной жизни и угрожающей катастрофы. Президент Латвии именно сегодня счел возможным произнести слова, которые задевают большую часть общества.
Сегодня в латвийских больницах сотни врачей и медсестер борются за жизни людей. Мы смотрим на них с глубочайшим уважением, надеемся, что они удержат линию фронта. И очень многие из них, усталыми вернувшись домой, будут разговаривать со своими близкими на «иностранном» языке. Но все они – наши. ... А суета вокруг русского языка служит хорошим прикрытием для неспособности правительства работать.
Андрей Антонов.