Недавно в Лиепае гадюка укусила женщину, пострадавшую доставили в отделение интенсивной терапии Лиепайской региональной больницы. Как рассказал главный врач отделения неотложной медицинской помощи Лиепайской региональной больницы Улдис Балодис, к счастью, от укусов змей люди страдают не слишком часто – 1-2 раза в год:
«У нас обычно бывает весной, когда они вылезают на солнце, греются, и люди больше работают на огороде, и вот тогда бывают укусы».
Ни в коем случае нельзя отсасывать яд из ранки, гвоорят врачи – если у человека микротрещинки во рту, он сам получит порцию яда. Жгут тоже нельзя накладывать!
«Для руки или ноги нужны иммобилизация, нельзя пострадавшую конечность двигать, лучше иммобилизировать. Сразу вызывается неотложная медицинская помощь, номер 113, и они везут к нам в больницу, потому что от змеиного яда в большинстве случаев, 99%, может быть анафилактический шок. И люди могут пострадать от шока, потому надо лечить интенсивно, у нас в больнице», - поясняет Балодис.
Опасны также пчелы, осы и прочие подобные насекомые – весной в больницу доставили в состоянии анафилактического шока мужчину, которого ужалили сразу 20 пчел. Недавно пострадала от укуса гадюки и собака – животное спасли. Что делать, если ваш пес пострадал от змей или ос?
«После укусов змей, пчел какие-то припухлости, воспаления появляются – конечно, сразу к врачу. Бывают разные ситуации – конечно, опасно, когда животное не может дышать, когда припухлость где-то в дыхательных путях, это очень опасно.
Когда только губы, глаз опухли – может быть, не так опасно, но все равно», - говорит ветеринарный врач Дзинтарс Тидс.
Лесов у Лиепаи примерно 1500 гектаров. Жители постоянно сообщают о лесных гостях, рассказал старший лесной мастер Коммунального управления Лиепаи Айгар Галиньш:
«Рассказывают, что видели лис возле домов, косуль, в 2013-м было, когда лоси приходили в Лиепаю. Когда появляются, тогда все жители звонят, тревожатся, чтоб что-то не случилось, чтоб этот лось не укусил или не ударил детей.
В 2013-м их усыпляли и вывозили из города. Там и машину надо было брать, чтоб вывезти, полиция в них стреляла, чтоб усыплять, ветврачей надо было подключать.
Бобров много, они дамбы строят, деревья грызут. С 2014 года по всей Латвии в городах запрещается охоту вести – бобров никто не ловит, нельзя ни отстреливать, ни капканы ставить, ну вообще охота запрещается».
Единственное, что можно делать для уменьшения вреда от деятельности бобров – разрушать их дамбы, чтобы работала городская мелиорационная система. А вот у лебедей проблемы возникают от людской доброты, поясняет Галиньш:
«В Лиепае очень много лебедей, и люди делают неправильно – прикармливают. Из-за этого птицы потом страдают, не хотят улетать. И надо сообщать людям, чтобы они так не делали, не прикармливали лебедей».
Доверчивостью прикормленных лебедей пользуются бомжи – в прошлом году они убили лебедя-подростка. Вообще в Лиепае лебедей любят – когда они переходят шоссе от прудов в Юго-Западном районе к озеру, машины останавливаются. Как-то раз папа-лебедь не мог в густом тростнике найти тропинку к воде, на помощь приехала полиция самоуправления. Часто лебедей приносят к ветеринарному врачу Дзинтару Тидсу.
«К нам довольно часто приносят рыбаки птиц из озера, когда они как-то вцепились в сети, и мы должны из этих сетей их освободить, - рассказал ветврач. - Приносят также лебедей, которые захватили приманку рыбака, и тогда со всей удочкой к нам привозят, тоже должны освободить.
Освобождаем и стараемся их вернуть сразу в природу. Это почти закон – если хотим хорошего исхода, в принципе, в течение суток-двух должны их отпускать».
Дикие животные и птицы в неволе очень страдают и гибнут, несмотря на помощь. Так, недавно к Дзинтару принесли воробьиного ястреба со сломанным крылом. Птице удачно сделали сложную операцию, но она погибла. Сейчас птенцов подстерегает другая опасность – они только становятся на крыло и временами не дотягивают до гнезда. Люди норовят их «спасти». Не надо этого делать. Пернатые родители рядом – не уносите их детей.