Украина ждет этот транш уже восемь месяцев. Хотя Киев выполнил наиболее принципиальные требования МВФ (например, принять государственный бюджет при активных подсказках из штаб-квартиры фонда), в Вашингтоне до сих пор не торопились перечислить средства на счета Нацбанка и украинского правительства. Причина проговаривалась не раз — слишком медленное продвижение реформ, мало отличимое от топтания на месте.
С 2016 года предполагалось каждый квартал давать Украине по 600 миллионов долларов, небольшими порциями, но стабильно поддерживая потребности государства в иностранной валюте. Ситуация в стране, по прогнозу авторов программы, должна выровняться к 2018 году. После возобновления экономического роста потребность Украины в подпитке финансами из-за рубежа в таких масштабах отпала бы, и государство могло бы самостоятельно занимать на внешнем рынке.
Реальность не подтвердила ожиданий специалистов фонда. В результате ни о каком перечислении ежеквартальных траншей в полуавтоматическом режиме даже к середине 2016 года речи не идет. Фонд до сих пор размышляет, стоит ли давать Украине деньги, которые она должна была получить еще в прошлом году, и если все-таки да, то в каком объеме. Для выяснения ситуации и переговоров 10 мая в Киев прибыла миссия МВФ.
Совершенно очевидно, что Украина не способна удержать свою финансовую систему от краха без помощи фонда. Слишком малы золотовалютные резервы при сохраняющемся давлении на гривну, большом объеме внешней и внутренней задолженности и дефиците торгового баланса. На конец марта резервы составляли 12,7 миллиарда долларов. Это в два раза больше, чем в самые кризисные моменты прошлого года, но втрое меньше, чем в благополучные времена рубежа нулевых-десятых годов.
Задержка поступлений от МВФ уже сказывается на резервах, медленно тающих после стабилизации на уровне выше 13 миллиардов. Еще несколько месяцев — и государство вновь может оказаться на грани катастрофы даже при том, что «свободное падение» ВВП, похоже, закончилось.
В МВФ по-прежнему не уверены в Украине. Да, уступки, на которые в декабре пошли с большим скрипом прежнее правительство Арсения Яценюка и Верховная Рада, впечатляют. Киев согласился ввести 15-процентный налог на пенсию, если ее размер превышает три минимальные зарплаты, установить ставку НДФЛ на едином уровне в 18 процентов вместо прежнего диапазона от 15 до 20 процентов. Дефицит бюджета сократили до 3,7 процента ВВП. Все это были крайне непопулярные меры, которые подрывают авторитет власти в Киеве. И все же даже этого слишком мало.
В МВФ рассчитывали, что страна по-настоящему начнет бороться с коррупцией, хотя бы приняв серию необходимых законов. Но этого не случилось. По-прежнему низок темп либерализации экономики и повышения тарифов, которые все еще, несмотря на ряд корректировок, самые низкие в Европе (речь, конечно, об абсолютных показателях, без учета доходов населения).
Есть и еще одна проблема, а именно, неурегулированный долг перед Россией. МВФ это смущает, поскольку межгосударственные обязательства — это краеугольный камень нынешней мировой финансовой системы. И перспективы судебных разбирательств чиновников фонда совершенно не радуют. МВФ еще в декабре признал трехмиллиардную задолженность Украины перед Москвой суверенной, таким образом поставив Киев перед необходимостью погашать ее на отдельных основаниях, не включая Россию в список частных кредиторов.
Идея, выдвинутая в конце прошлого года российскими властями о МВФ, США и ЕС как гарантах украинской задолженности, в штаб-квартире фонда не понравилась. Как и вариант заплатить по долгам Украины самим. По словам замминистра финансов России Сергея Сторчака, МВФ имеет возможность в рамках помощи Украине выплатить ее долг России, но делать этого не будет. Чиновник отметил, что если рассматривать фонд как международную организацию с достаточными финансовыми ресурсами, то он вполне способен расплатиться по долгам Украины. Но не стоить забывать, что у МВФ есть совет директоров, который принимает решения. «Понятно, кто там (в совете директоров) правит бал», — отметил Сторчак, имея в виду те же США и ЕС, имеющих в фонде около 48 процентов голосов.
Представители России в МВФ серьезными рычагами влияния не располагают, поэтому уговорить фонд переписать долг перед РФ на себя не получится. Равно как и заблокировать программу помощи Украине. Так что решение о выделении транша почти наверняка будет принято без особых заминок в июле.
И все же сам глобальный финансовый институт к программе поддержки Киева относится все более осторожно. Как заявил 19 мая представитель фонда Джерри Райс, летом Украина сможет рассчитывать только на один транш в 1,7 миллиарда долларов, остальные же «просроченные» суммы фонд придержит, используя их как инструмент давления на киевские власти. Напомним, еще в январе президент Украины Петр Порошенко говорил, что ожидает от фонда семь миллиардов долларов.
Судя по всему, так и пойдет дальше: МВФ будет выделять Украине ровно столько, чтобы хватало «на хлеб», то есть на удерживание финансовой системы от коллапса.