Исследование о психических нарушениях и суицидальном поведении проводилось по заказу Минздрава с июня 2019 по май 2023 года. И в его ходе выяснилось, что симптомы клинической депрессии наличествуют у 6,4% населения страны, генерализованного тревожного расстройства — у 3,9%, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, есть у 13,1%. Мысли о самоубийстве, селф-харм (членовредительство) или суицидальные действия в последний месяц исследования были свойственны 10,6% респондентов.
«Распространенность депрессии на данный момент — в среднем у 6,4% жителей Латвии. Что означает эта цифра? Если пересчитать на латвийскую популяцию взрослых людей, это свыше 100 тысяч жителей, у которых во время интервью, в тот день, в тот час имелась клиническая депрессия, в случае которой необходима помощь. Эта проблема не исчезла», — говорит профессор Ранцанс.
Один из важнейших выводов исследования — что люди не осознают, что они в депрессии, и не обращаются за помощью. Очень распространены и другие расстройства, к тому же есть определенные группы общества, для которых нарушения психического здоровья характерны больше и встречаются чаще.
«Если говорить о депрессии, то это люди, у которых в анамнезе были попытки самоубийства или самоповреждения. Люди тревожные — тревожность и депрессия часто идут рука об руку. Люди с плохим физическим здоровьем. Зачастую очень простой и элементарный вопрос, как ты оцениваешь свое самочувствие сегодня, показывает многое.
У того, кто говорит — я чувствую себя плохо, вероятность наличия депрессии может быть в 4-5 раз больше, чем у того, кто отвечает на этот вопрос — я чувствую себя великолепно», — отметил Ранцанс.
Больше риск оказаться в депрессии также у людей с нарушениями пищевого поведения и у тех, кто пристрастился к наркотическим веществам или алкоголю. Прибегнуть к таким средствам — часто попытка самолечения в поисках быстрого решения проблем душевного здоровья, отмечает исследователь. Но важно выявить первопричину плохого самочувствия.
Показатели тревожности и депрессии особенно выросли в период пандемии Covid-19. Люди, у которых ранее имелись любые психические отклонения, на перемены отреагировали острее других, но еще ярче была реакция на пандемию у людей с суицидальными наклонностями.
Профессор Иева Бите согласилась с этим, отметив, что сейчас огромен спрос на психологическую помощь:
«Сейчас реально специалисты по психическому здравоохранению не могут обеспечить помощь в той мере, в какой она необходима! Профессор Ранцанс говорил о 100 тысячах человек с депрессией, но нам нужно добавить к ним и все остальные расстройства — например, посттравматическое стрессовое расстройство, это очень важная проблема в контексте войны, и все тревожные расстройства, и нарушения шизофренического спектра».
Помощь необходима и людям с перечнем нарушений неврологического развития, которые, разумеется, не уменьшаются со взрослением.
Один из факторов, ухудшающих психическое здоровье общества, отмечают исследователи — одиночество, связанное с чрезмерным пребыванием у компьютера, использованием мобильных устройств и сокращением социальных контактов в период пандемии. Это продолжается до сих пор.
"Неуверенность людей [в завтрашнем дне] в те времена, конечно, влияет на то, что возросло и употребление веществ, и насилие. Насилие в семье, насилие в детстве, конечно, один из факторов, которые абсолютно драматически влияют на психическое здоровье человека в течение жизни», — поясняет Бите.
Важен также фактор, прямо влияющий на психическое здоровье, в том числе не желание совершить суицид — это экономическое положение, потеря работы и социального статуса.
По словам Ранцанса, самое большое число самоубийств в Латвии приходится на долю мужчин в возрастной группе 40-55 лет. Самое же большое число самоубийств, о которых узнают оперативные службы — в возрастной группе 35-40-летних, говорит ученый:
Алкоголь люди используют для уменьшения своего внутреннего дискомфорта, самолечением занимаются. Но если алкоголь употребляется длительное время, то он сам по себе становится проблемой. Это нисходящая спираль. И одновременно, если человек в тот момент, когда его посещают мысли о самоубийстве, пьет — это побуждает его сделать роковой шаг».