Что делать? Снести и построить вместо этого новые здания? В идеальном мире, по мнению представителя домоуправления, это было бы самым разумным решением. В то же время очень важно понять, почему вообще проблема зашла так далеко и что делать, чтобы не ухудшить ситуацию еще больше.
Из-за недостаточного или неправильного понимания долевой собственности ремонт многоквартирных домов долгое время задерживался и был затруднен, а техническое состояние зданий, особенно советских серийных домов, тем временем продолжало ухудшаться. До сих пор живо убеждение, что «моя ответственность заканчивается стенами моей квартиры», а обо всех остальных элементах здания должен заботиться кто-то другой – управляющий, муниципалитет, государство.
Исторически в Латвии был упущен очень важный момент: возможность принять законодательство, предусматривающее, что многоквартирные дома в течение определенного периода времени перейдут в собственность сообществ собственников квартир. Вместо этого в правовом поле многоквартирных домов сейчас царит хаос.
"К сожалению, в нашей повседневной работе мы видим, что большинство людей интересует только то, что они видят - собственная квартира. В лучшем случае, лестничная клетка, но отсутствует осознание того, что все остальное тоже является общим имуществом: несущие конструкции, стены, балконы, крыши, трубы и т.д. В типовом доме советского проекта можно провести любой ремонт, только для этого необходимо совместное решение, в большинстве случаев собирающее 50%+1 подпись собственника квартиры. Но для того, чтобы получить эти подписи, зачастую приходится сильно бороться, потому что некоторые жители отказываются участвовать и делают вид, что не видят проблем. Особенно это касается пожилых людей», — говорит Балаклейтис, одновременно подтверждая, что единственным мотивирующим инструментом, который заставляет вопросы сдвинуться с места, являются штрафы, налагаемые муниципалитетом.
«Многие люди упорно отказываются понять, почему что-то нужно делать, согласовывать и менять. Если у соседа есть балкон, несущие элементы которого проржавели настолько, что он начинает отделяться от здания, а у меня самого балкона нет – значит, проблема меня не касается. Однако платить штраф придется всем вместе. Если в доме протекает крыша, жильцы первого этажа часто говорят – меня это не касается. Но если из-за этого гниют стены дома, они гниют и на первом этаже. Настоящее понимание развивается только тогда, когда людей заставляют решать реальные проблемы, и часто под принуждением».
А теперь представьте, что происходит, когда такое отношение сохраняется уже более 25 лет. Это все равно, что ходить с дырявым носком 25 лет и время от времени его латать.
"И вот вы все время чините и смотрите на заплатки и дырки, и вы продолжаете платить за починку, хотя новая пара носков давно окупила бы себя", - иллюстрирует ситуацию Балаклейтис.
К сожалению, это реальность – коммуникации и крыши зданий советской застройки давно вышли из строя, все устарело, если только это не отремонтировали в результате аварии. Балконы разрушаются, кабели для старых лифтов уже невозможно приобрести, проблемы со стояками есть абсолютно во всех советских серийных домах, не говоря уже о практически отсутствующей энергоэффективности. Балаклейтис признает, что в худшем положении сейчас находятся балконы, которые к тому же сложнее всего привести в порядок.
Затраты на ремонт, включая проектирование, для серийных зданий начинаются от 550 евро за квадратный метр, кроме того, следует учитывать, что зачастую после ремонта здания необходим ремонт и в самих квартирах, а значит, к сумме нужно добавить еще как минимум пятнадцать-двадцать тысяч евро. Большинство людей не имеют таких денег, но и получить кредит на ремонт дома зачастую невозможно, поскольку не существует объединения собственников.