Легионеры не сражались за немецкие цели

Почему именно 16 марта стало днем памяти легионеров? Эту дату в 1952 году посоветовала организация ветеранов латышского легиона “Daugavas vanagi”: 16 марта 1944 года обе дивизии латышских легионеров  - 15-ая и 19-ая – впервые вместе сражались с Красной армией у Великой реки. В тот день латыши находились на правом берегу реки, а высоту у реки заняли красные. Под предводительством Артура Силгайлиса группа бойцов Латышского легиона захватила высоту.

Латыши у реки Великой сражались не за Германию и ее цели. Легионеры бились с русскими оккупантами, которые в 1940 году оккупировали Латвию, депортировали в Сибирь и сгноили в подвала ЧК тысячи латышей.

В битве у реки Великой принимал участие и лейтенант Роберт Рубенис, которого 13 марта 1944 года мобилизовали в Латышский легион. Он попал в 15-ую дивизию. Весной-летом 1944 года в должности командира роты 34-го гренадерского полка 15-й дивизии участвовал в боях против красных. В конце июля 1944 года лейтенант Рубенис присоединился к группе генерала Курелиса. Об успехах Рубениса чуть позже, потому что прежде всего важно понять: почему Висвалдис Лацис всегда защищал своих товарищей по оружию. И не только потому, что он сам был латышским легионером.

Висвалдис Лацис защищал легионеров

К сожалению, - как сказал историк Инесис Фелдманис, - латышские легионеры - это один из тех исторических сюжетов, где разрыв между фактами и восприятием мира велик. Во многом благодаря российским пропагандистам в мировых СМИ часто появляются статьи, полные чепухи, например, о том, что легионеры участвовали в истреблении мирного населения. Это абсолютная ложь, потому что Легион был боевым подразделением, а не репрессивным органом.

Историки не сомневаются, что легионеры не принимали участия в репрессиях. Более того, Нюрнбергский трибунал по военным преступлениям в 1946 году четко определил преступные структуры, и Латышского легиона среди них не было. В 1950 году американцы признали, что Ваффен СС, то есть Легион, члены которого сражались на фронте, не был эквивалентен СС, который был репрессивной организацией безопасности.

"Важной задачей является борьба с последствиями советской дезинформации о соучастии Латвии во время оккупации", - в свое время разъяснял Инесис Фелдманис. - "Латвийские солдаты не принимали участия в репрессивных акциях. Ни один легионер не был обвинен в преступлениях. Легион был основан в 1943 году, через год после последних убийств евреев на территории Латвии". Однако, по его словам, "до сих пор нас мало слышали, потому что наши возможности ограничены".

На этом основании Висвалдис Лацис построил свою тактику и стратегию защиты Латышского легиона: латышские легионеры не участвовали в репрессиях, они сражались за Латвию, а не за Германию. Кроме того, только 15% латышей вступили в легион добровольно.

Висвалдис Лацис был призван в легион в 1944 году и стал солдатом 44-го полка 19-й дивизии. Через некоторое время он был назначен заместителем начальника легиона. В начале 1945 года Лацис воевал в Курземской крепости, участвовал в двух тяжелых боях, был ранен. После капитуляции немецкой армии Висвалдис Лацис попал в фильтрационный лагерь в СССР.

И однажды он сказал: "Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес познакомил иностранцев с историей страны, рассказав, что в 1940 году в Эстонию вторгся один бандит (использовал именно это слово), затем второй бандит изгнал первого, а первый вернулся после согласования со вторым". (...) Предыдущий президент, Леннарт Мери, принял в Таллинне делегацию эстонских легионеров вместе с представителями немецкой танковой дивизии, которая в 1944 году в очень ожесточенных боях остановила продвижение Красной Армии на Таллинн, и разрешил опубликовать в прессе фотографию этой встречи. Престиж эстонских президентов на международной арене не пострадал от таких шагов. С другой стороны, министр обороны Эстонии Рейнсалу, присутствуя на съезде легионеров Эстонии, заявил, что задачей страны является сохранение чести легионеров."

В 1998 году Сейм принял декларацию "О латышских легионерах во Второй мировой войне", в которой объяснил историю и защитил легионеров. В то время Сейм имел смелость отстаивать правду. Среди прочего, в декларации говорилось, что Латвия обязана "оберегать честь и достоинство латышских солдат в Латвии и за рубежом". Сейчас эта декларация "забыта".

Висвалдис Лацис также отметил: "Шарль де Голль, признанный лидер французской нации, сказал после окончания войны: "Величие любой нации определяется тем, как она относится к своим солдатам, проигравшим войну". Большинство же латвийской политической элиты относится к латышским легионерам с большим неуважением, потому что, видите ли, наши друзья на Западе считают, что такое событие связано с возрождением нацизма в Латвии, что, конечно же, является заблуждением".

Пусть для них сияет вечный свет

Вернемся к лейтенанту Роберту Николаю Рубенису. В августе 1944 года в Скриверской волости начал формироваться военный отряд под командованием генерала Яниса Курелиса, бывшего командира Технической дивизии Латвийской армии. В сентябре 1944 года отряд под командованием Яниса Курелиса отступил в Курземе, где его постоянно пополняли отставшие от своих частей легионеры, молодые люди, уклонившиеся от призыва, и местные жители.

В то время Рубенис уже занял позицию не служить ни одному из оккупантов, и уже вступил в отряд Курелиса. И вот, вместе с курелисцами, батальон лейтенанта Рубениса, насчитывавший около 450 человек, активно сражался против немцев. Батальон был расквартирован у реки Абавы, западнее Ренды. Нанеся значительные потери своим противникам, курелисцы продолжали сражаться до декабря 1944 года.

Национальные убеждения лейтенанта Рубенса, военный опыт, полученный в латышской армии, а затем в легионе, послужили основой для создания хорошо организованного и боеспособного батальона, который не позволил себя разоружить, а начал борьбу против немцев. 17 ноября обергруппенфюрер СС Фридрих Йекельн неоднократно требовал от лейтенанта Рубениса безоговорочной капитуляции, но тот категорически отказывался.

Утром 18 ноября 1944 года немцы предприняли атаку, которая была отбита солдатами Рубениса. За четыре часа боя латышские легионеры разгромили значительно превосходящие силы немцев. Однако во время боя лейтенант Рубенис был смертельно ранен в живот, плечо и ноги. Какое-то время он еще мог отдавать приказы своему подразделению...

Тело Рубенса, спрятанное в конной повозке под соломой, отвезли в Гренчи, где в то время жили его жена Айна Рубене и дочь ее сестры Расма Луке. Они переодели Роберта в гражданскую одежду и тайно похоронили его ночью в лесу недалеко от Гренчи. В 1990-х годах были предприняты попытки найти место захоронения Роберта Рубениса, но безуспешно, так как после войны на этой территории прошла мелиорация.

16 марта мы вспоминаем латышских легионеров, вспоминаем таких людей, как Роберт Николай Рубенис, как Янис Курелис - как сотни и тысячи других борцов за Латвию, сложивших головы в борьбе за свою родину. Пусть вечный свет сияет над ними.

Фото: press.lv