Чрезвычайная ситуация назрела
Впервые господина Шмитса пытались усовестить еще 16 марта — тогда главе минземледелия направили запрос "О незамедлительных действиях по спасению молочной отрасли". Депутаты отмечали, что кризисные явления охватили всю Европу, в частности, крупнейшего производителя нашего региона — Польшу. Отечественное молочное животноводство вынуждено трудиться ниже себестоимости. "Это означает убытки во многих аспектах: не только экономически — в налоговой области, но также негативное влияние оказывается также на населенность села и вытекающие из нее проблемы".
17 мая на Совете сотрудничества сельскохозяйственных организаций был сформулирован призыв: "Правительству незамедлительно объявить чрезвычайную ситуацию в отрасли молочного хозяйства Латвии".
Мы даже в регионе так ненормально отстаём
Депутат СЗК Каспарс Мелнис, мотивируя запрос с трибуны сейма, поведал о провале Латвии в капиталистическом соревновании с ближайшими соседями. "У отрасли появились проблемы с денежными потоками, есть проблемы с банками, со службой Государственных доходов". По мнению парламентария, Службе поддержки села, начисляющей средства фермерам из фондов ЕС, необходимо принять во внимание, что в нынешней конъюнктурной ситуации они не способны выполнить заявленные ранее показатели.
"Просто люди ликвидируются, — сделал мрачный прогноз К. Мелнис. — И это есть одна из отраслей, которые как–то в разрезе последних пяти лет принесла более чем полмиллиарда, просто экспортируя свежее молоко за границу".
Как говорят, мы вас услышали — депутатский запрос передали на рассмотрение. С другой стороны, не лучше бы понять, что экспорт непереработанного сырья сам по себе не может быть устойчиво прибыльным, так как зависит от слишком многих внешних факторов. Если не вводить технологии глубокой переработки молока, позволяющие получать продукты с высокой добавленной стоимостью, то над животноводством ЛР вечно будет тяготеть ресурсное проклятие, требующее субсидий как в бездонную бочку.