Банки охотно кредитуют компанию Lidl: так, например, она получила кредит в Северном инвестиционном банке (SIB) на расширение сети 40 новыми магазинами в Швеции и Финляндии, писала Фонтанка 2 года назад. Финское отделение Lidl получит порядка 50 млн евро на 10 лет.
О чем вы думаете, когда слышите словосочетание «кредит на развитие»? О дорогах, больницах, школах? А как насчёт экспансии крупной торговой сети в Восточной Европе?
Именно такой кредит выдала международная корпорация IFC, которая является дочерней компанией Всемирного банка, и должна, согласно уставу, поддерживать инвестициями мелкий и средний бизнес, способствуя экономическому развитию развивающихся стран.
Журналисты немецкого телеканала ARD в передаче Monitor попытались выяснить, что стоит за кредитами на развитие торговой сети Lidl.
Итак, кредиты от IFC, полученные материнским концерном группы Шварца для экспансии Kaufland и Lidl в Румынии, Польше, Болгарии, Хорватии и Сербии в период с 2004 по 2013 гг. в сумме составляют 393 млн. долларов.
Согласно условиям, кредиты выданы на то, чтобы предлагать более дешёвые продукты населению с низкими доходами, увеличить количество местных поставщиков и открыть новые пути сбыта для региональных производителей продуктов.
Поддерживает ли торговая сеть местных производителей?
Репортаж с рынка в Бухаресте. Помидоры стоят 0,42 евро за кг, это дёшево, но и их продать трудно. Покупателей на рынке мало, чуть дальше прилавки пустуют. Одна из продавщиц говорит: «С тех пор, как открылись супермаркеты, наш бизнес идет из рук вон плохо».
Вот уже 15 лет в Румынии расширяются западноевропейские торговые сети, а местные торговцы пропадают. Лидер рынка — немецкая торговая сеть Lidl. В течение 5 лет она открыла в Румынии 186 филиалов после того, как получила кредит в размере 67 млн. долларов от IFC.
Кредит на расширение выдан на рыночных условиях, но есть нюансы. По словам представителя Bankwatch Петра Хлобиля, такие кредиты для частных инвесторов более привлекательны, так как они гарантируют отсутствие проблем с правительствами стран, получающих инвестиции. Не будет изменений в законодательстве и т.п. А если что и случится, IFC вмешается на правительственном уровне.
Петр Хлобиль
Репортёры передачи Monitor закупились в филиале Lidl в Бухаресте: салат и зелёный лук из Польши, шампиньоны из Венгрии, репчатый лук из Новой зеландии, хотя все это выращивается в больших количествах в той же Румынии.
По информации самой сети, 71% продуктов - импортного производства.
Представитель объединения овощеводов и садоводов Аурель Таназе: “Производители могут предложить потребителям отличные, вкусные, свежие продукты. В Румынии прекрасный климат для этого. Жаль, что эти продукты не достигают потребителя”. Объединение представляет 650 хозяйств. В год около 10-15% из них должны покидать рынок. Супермаркеты диктуют правила, в их числе — Lidl.
Как говорит Аурель Таназе, торговые сети становятся все более агрессивными. Lidl если и оказывает местным производителям услугу, то медвежью: сеть давит на румынских производителей, вынуждая их продавать свою продукцию по столь низким ценам, что те даже не могут покрыть производственные издержки. Как это отражается на фермерах, которые должны улучшить своё положение от инвестиций IFC?
Предполагалось, что Lidl заключит долгосрочные договора на поставку местных продуктов. Какова ситуация на самом деле? Глава торговой фирмы, на продуктовый склад которой поступает местная продукция, Дамиан Эне, рассказывает: «Мы порою не знаем, сколько товара держать на складе. Если торговые точки не продают поставленную партию, мы обязаны его принять обратно. Торговые сети устанавливают т. н. плату за место на полке. Вполне может оказаться, что мы продаём им товар за 0,10 евро, а на полке в магазине он будет стоить уже 0,50 евро».
Представителя Bankwatch Петр Хлобиль согласен с местными торговцами: торговые сети выдавливают с рынка местных, небольших продавцов и производителей.
В свою очередь люди, занятые в небольших крестьянских хозяйствах, после банкрота либо уезжают на заработки в Западную Европу, либо обращаются за социальной помощью. Если цены на урожай падают, то фермеры с трудом могут себе позволить нанимать работников за 1,6 евро в час.
Бибиана Станчулова
5 лет назад Lidl искал поставщика традиционного румынского продукта — сливового соуса. Бибиана Станчулова, владелица фирмы «SONIMPEX TOPOLOVENI SRL», производящей данный продукт, вела с сетью переговоры. Продукт должен был продаваться по более низкой цене, к тому же не под своей маркой, а под маркой, предложенной сетью. «Мы только что прошли европейскую сертификацию, вложили в это столько денег», - говорит предпринимательница, отказавшаяся от условий Lidl.
Некоторое время спустя поставщик нашёлся, да и цена товара была на 30% меньше той, которую мог предложить местный производитель, что привело к убыткам. Теперь же Станчулова указывает, что работает по принципу — вести дела только с румынами, это ее форма патриотизма.
Вернёмся к декларируемым компанией IFC целям. Согласно уставу, компания выдаёт кредиты в том случае, если нет частных источников финансирования. Стратегия — поддержка мелкого и среднего бизнеса. Стоит ли сомневаться, что столь же благие цели и у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР?. Однако представитель латвийской НГО "IMPACT 2040" и юрист ЕС и международного права Анита Ланцмане направила в Европарламент просьбу оценить, на каком основании материнская компания сети Lidl - "Schwartz Group" - получила кредиты от ЕБРР на инвестиции в Латвии. Об этом сообщает LETA/BNS. Останется ли эта просьба без ответа?
*
Напомним, что скоро первый магазин немецкой торговой сети Lidl откроется в Пурвциемсе по адресу ул. Дзелзавас, 75Б.
Как правило, магазины представляют собой супермаркеты площадью в 700-1000м². Сеть Lidl специализируется на сегменте дешевого продовольствия.