— На Прибалтийской железной дороге летом вдвое возрастал поток пассажиров, резко увеличивалось количество поездов, вагонов. Очень многие хотели в теплое время выехать к морю — в Адлер, Одессу, Симферополь. А обслуживающего персонала не хватало. Вот студенты и приходили на помощь, — рассказывает ветеран отряда.
Работали, конечно, не только на южных направлениях.
— Сегодня трудно представить, но в советское время летом лишь из Риги в Москву ходили семь поездов, — продолжает бывший студент–проводник, перешедший тогда на 4–й курс факультета радиотехники и связи Рижского политеха. — Был и фирменный поезд, который почти полностью обслуживали наши ребята, — "Факел"…
Желающих устроиться летом в ЛСОП было хоть отбавляй.
— Отбирали по итогам соцсоревнования, которое начиналось вскоре после Нового года, — вспоминает Владимир Икусов. — Оно включало и шефскую помощь, и патриотические акции, и смотр художественной самодеятельности, и спортивные соревнования. Самые достойные получали и право работать на желанных направлениях…
А таковыми считались южные и Москва. Помимо них куда тогда только не ходили поезда из Риги! Львов, Киев, Воронеж, Минск, Харьков…
Работа, конечно, была не сахар. В начале июля ты попадал в поезд и до конца лета сутками из него не вылезал. А что такое в жару переполненные поезда, да еще без кондиционера, не стоит объяснять.
Проводница, комсомолка, красавица!
Что привлекало студентов? Не только деньги. В отличие от строительных отрядов, которые все время находились в одном месте, тут была возможность увидеть разные города.
Графики, скажем, на южных направлениях были такие: 8 дней работаешь — 8 отдыхаешь. Но многие и в свободное время устраивались на другие линии, где нужны были рабочие руки. Убивали сразу двух зайцев: новые места могли увидеть и дополнительно заработать.
— Впрочем, и без этого получали мы по тем временам хорошо, — рассказывает долголетний командир отряда. — По 300–400 рублей в месяц. При том что студенческая стипендия равнялась 35…
На южных направлениях была возможность и искупаться в Черном море, куда тогда рвалась если не вся, то половина страны. Хотя времени понежиться у моря у студентов было в обрез.
— Поезд стоял в Адлере четыре часа, потом шел назад, — продолжает ветеран ЛСОП. — Некоторые хитрили. Выходили чуть раньше — в Сочи, Дагомысе, в Лоо — и выигрывали еще несколько часов. А потом поезд их подбирал…
Были у проводников–"южан" и другие преимущества. Вспомните перроны этого направления советского времени. Возле каждого — тетушки с доморощенными персиками, грушами, виноградом, сливой, арбузом и другими вкусностями.
— Килограмм ягод, фруктов стоил в Риге столько, сколько на юге ведро. Конечно, покупали. Но не на продажу. Для себя, родных, знакомых. А заработать и официально можно было хорошо, — говорит Икусов.
А как с еще одной возможностью подзаработать? Тем, кто родом из той эпохи, не стоит рассказывать, что на многих направлениях — и в первую очередь на южных — был дефицит с билетами. С проводниками–профессионалами нередко можно было договориться. За мзду, конечно. А как со студентами?
— Жизнь есть жизнь, всякое бывало… Но наши ребята и девушки дорожили местом. Существовало такое понятие, как престиж Латвийского студенческого отряда проводников. Не случайно много лет мы были первыми в большой стране по итогам соцсоревнования ЦК ВЛКСМ. А в Союзе было 89 студенческих отрядов проводников!
Наши студенты не ограничивались только работой проводников. В конце 1970–х была создана бригада "Экспресис", обслуживавшая вагоны–рестораны, потом стали работать в билетных кассах. Летом и там не хватало кассиров.
— Мы здорово помогали Прибалтийской железной дороге, но и для нас это была хорошая школа, которую за лето проходило около 1 000 девушек и юношей из латвийских вузов. А за 20 лет, пока существовал отряд, их было более 20 тысяч, — говорит Икусов.
О том, что школа была хорошей, свидетельствует и то, что многие студенты ЛСОПА после развала большой страны смогли не потеряться в этой жизни. Стали известными предпринимателями, продюсерами, журналистами. Среди них Леонид Химичев, Наталья Павлова, Светлана Леках, Сергей Тыщенко…
Ветераны отряда на 30–летии со дня его основания.
Владимир Икусов не только возглавлял отряд, но и два года был, что называется, в гуще жизни — работал бригадиром поезда на Адлер. Случались ли ЧП? Скажем, в советских фильмах преступников нередко ловят в поездах.
Такого Владимир не припоминает, а вот известных людей его товарищам приходилось обслуживать. Тогда у примадонн еще не было отдельных вагонов, и они ехали со всеми — в купе или СВ. Возили не только артистов, но и известных спортсменов. Особенно часто в 1980–м, в год Московской Олимпиады.
А как выходили из положения рестораны? Не жаловались ли иностранцы на отсутствие деликатесов?
По словам Икусова, красную икру и сегодня нечасто можно увидеть в вагонах–ресторанах. Правда, по другой причине: многим не по карману. А от иностранцев за обслуживание в вагонах–ресторанах обычно звучала благодарность: сервис в поездах Прибалтийской железной дороги был на высоком уровне.
Впрочем, надо отдать должное Министерству торговли, в ведении которого был трест "Латдорресторан". Ну а если ехала какая–то высокая делегация, то об этом заранее становилось известно — для нее делали спецобслуживание…
Илья ДИМЕНШТЕЙН.