«Мы призываем все государства и международные организации признать Каталонскую республику независимым и суверенным государством. Мы призываем каталонское правительство принять все необходимые меры для обеспечения возможной и полной эффективности этой декларации о независимости и мер, содержащихся в законе о переходном периоде, устанавливающем республику», — говорится в документе.
Ранее во вторник, 10 октября, Пучдемон призвал парламент оставить возможность для переговоров с Мадридом. «Результаты референдума являются мандатом народа к тому, чтобы Каталония стала независимым государством в форме республики. Предлагаю парламенту приостановить принятие декларации независимости для возможности дальнейшего диалога», — отметил он.
Заместитель премьер-министра Испании Сорайя Саэнс де Сантамария, комментируя действия каталонских властей, заявила, что Пучдемон должен вернуться на путь права, если хочет переговоров. В среду, 11 октября, испанское правительство соберется на заседание, чтобы принять решение о своих дальнейших действиях.
Референдум о независимости Каталонии прошел 1 октября, более 90 процентов проголосовавших (при явке 48%) высказались за выход региона из состава Испании. Центральная власть пыталась помешать проведению референдума, применяя в том числе силовые методы. Пострадали 893 человека. Мадрид итогов волеизъявления не признает и считает его результаты ничтожными.
Если Каталония провозгласит независимость, Латвия ее не признает. Такова официальная позиция, которую в интервью газете «Neatkarīgā Rīta Avīze» выразил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич («Единство»), пишет lsm.lv.
«Каталонский референдум о независимости — это внутренний испанский вопрос, который должен рассматриваться в рамках конституции этой страны. Если правительство Каталонии провозгласит независимость, тогда ответ будет очень простой: Латвия не признает такую независимость», — сказал Ринкевич.
«Я понимаю эмоциональные заявления о том, что мы должны поддерживать каталонцев, потому что мы также боролись за независимость. Но ситуация в странах Балтии в то время принципиально отличалась от сегодняшней ситуации в Каталонии. Страны Балтии были оккупированы, тогда как конституция Испании была принята демократически, а границы и статус этой страны признаны на международном уровне», — сказал министр.
Политики, опрошенные Латвийским телевидением, солидарны с Ринкевичем. Так, член комиссии Сейма по европейским делам Атис Леиньш («Единство») заявил, что «после смерти Франко вся Испании, все провинции участвовали в написании новой конституции и каталонцы — не исключение».
«И подавляющее большинство проголосовало «за». Они получили огромную автономию. В принципе, они получили свое правительство. Теперь они больше не хотят этого. Почему? Потому что получили много денег от всей Испании, от Мадрида, от Европейского Союза. Я был там на прошлой неделе, и это фантастика. Какие дороги, туннели, эстакады там построены. Теперь они богаты и больше не хотят делиться деньгами с другими», — сказал Леиньш.
Депутат парламента Алексей Лоскутов («Движение за!») отметил, что «латвийская позиция в том, что территориальная целостность Испании неоспорима».
«Это исходит как из наших двусторонних отношений с Испанией, так и из Договора о Европейском союзе (ЕС), в котором конкретно оговаривается, что территориальная целостность государств-членов является одной из ценностей ЕС. Поэтому мы можем сказать, что Испания должна, возможно, расширить и без того широкую автономию Каталонии, но Латвия не может в силу наших международных обязательств поддерживать независимость Каталонии», — объяснил Лоскутов.