Как ни странно, средняя продолжительность жизни в Латвии примерно такая же, как в США, утверждает глава Центра кардиологии больницы Страдиня профессор Андрей Эрглис, который только что вернулся из США. И перенимать американскую систему здравоохранения, ту самую Obamacare, он не рекомендует.
«Нам вообще надо отучаться что-то перенимать, – сказал Эрглис в интервью Neatkarīgā Rīta Avīze. – Мы достаточно выросли как государство. Что касается примера США, моя любимая иллюстрация – это опубликованный в Financial Times график, где видны огромные траты США на медицину – 18% от ВВП, но если посмотреть на продолжительность жизни, то она такая же, как в Латвии. Эта главная трагедия Штатов. Абсолютно неправильное и нецелесообразное использование ресурсов.
Одной из причин, почему США ввели Obamacare (предложенную Обамой обязательную систему страхования здоровья), стало открытие, что если они оставят все как было, то обязательно сильно отстанут. Если сравнить США с такими странами, как Италия, Япония, Германия, Франция, Швеция, то увидим, что там продолжительность жизни намного больше, хотя траты на медицину меньше.
Великобритания – тоже не лучший пример, потому что мы в свое время переняли их модель, а они теперь перешли на совсем другой вариант.
Главная наша задача – сконцентрировать общественное финансирование. Поэтому мы за агентство одной остановки, чтобы эти ресурсы сконцентрировались в руках одной государственной страховой компании».
По мнению Эрглиса, общественное финансирование должно составлять от 75% до 85% от всех расходов.
«100% нельзя, потому что это людей балует, – поясняет он. – Примерно 20% может составлять «медицина-люкс», которую финансируют частные источники. Если мы считаем, что нам нужны 1,4-1,6 миллиарда, чтобы покрыть все желаемые расходы в латвийской медицине, то 400-500 миллионов могут представлять частные компании, а остальное должно быть сконцентрированным государственное финансирование».
К модели здравоохранения, которую он прежде моделировал с министром Ингридой Цирцене, сейчас Эрглис относится со скепсисом.
«Тогда мне вообще все казалось простым, – вспоминает он, – мы можем видеть, сколько каждый уплатил налогов, в том числе социальных, и тогда маленькой пластиковой картой можем указать – если ты платишь налоги, то можешь получить определенную корзину медуслуг. Позже мои взгляды эволюционировали, и я понял, что в наши дни в такой социальной системе, как в Латвии, невозможно установить двухуровневую медицину.
Разграничить и администрировать эти два разных уровня будет сложнее, чем застраховать всех. Это будет то же самое, что сказать: если некто – нелояльный Латвии гражданин, или слишком много пьет и курит, то его полиция защищать не будет, потому что он недостаточно хороший. Если он не платит какой-то налог, то полицейские к нему не поедут…
Пусть создает свою частную полицию. Этих мы охраняем, а тех нет. В медицине точно так же. США ввели Obamacare, потому что выяснилось, что в итоге это будет дешевле".