Прокурор Павел Сондорс просил назначить им реальное тюремное заключение, а также дополнительное наказание - конфискацию имущества. Но суд по экономическим делам, начавший свою работу менее полутора лет назад, традиционно не был столь суров к коррупционерам.
Инцидент произошел 26 июля 2020 года в Витиньской волости. В этот день на ферме Артура Г. начался обмолот озимого рапса. Вечером он приказал рабочему Янису сесть на трактор и отвезти первую связку в сарай. Тот так и сделал, но, двигаясь по гравийной дороге и приближаясь к трассе, заметил, что на перекрестке дежурит экипаж.
У Яниса не было водительских прав соответствующей категории для управления трактором, поэтому он остановил машину за 50-60 метров до полицейской машины и включил аварийку. Его действия вызвали подозрения у полицейских. Выяснилось, что у Яниса не было также документов на трактор и прицеп, при этом у трактора не было ни техосмотра, ни страховки, а прицеп вообще не был зарегистрирован.
«Спасать» Яниса приехала жена хозяина, совладелица фермы Ивета. Полицейские насчитали ей возможных штрафов на 2000 евро и стали намекать на взятку. Женщина сказала, что единственное, что она может предложить, это зерно и мед.
Мед полицейских заинтересовал, правда о точном количестве они так и не договорились. «Один сказал, что съедает около 200 литров в год», показала позже Ивета. Сама она пообещала, что на следующий день привезет мед в Тукумс, где живет полицейский Улдис Ридзиниекс. Он был главным любителем меда.
На следующий день женщина взяла со склада два больших ведра мёда (каждое по 26-27 кг) и поехала в Тукумс, где отдала мёд крестному сыну Ридзиниекса Давису. Когда Ивету спросили в суде, почему она все-таки дала взятку полицейским, если не было протокола, женщина откровенно призналась, что боялась мести.
Как только Ивета вернулась из Тукумса, к ней приехали сотрудники Бюро внутренней безопасности Государственной полиции и сообщили, что им известно о факте взяточничества. Ивете предложили сотрудничать со следствием.
Скорее всего, уже были подозрения в коррупции Ридзиниекса и Галейса. Во время обыска в квартире Ридзиниекса был обнаружен мед. Он уже был разлит по меньшим емкостям.
28 июля взяточники были задержаны, но через два дня выпущены под залог. Ни Ридзиниекс, ни Галейс не признают своей вины. Их версия защиты состоит в том, что они не видели в движении трактор, поэтому наказывать его было не за что. Был и другой вариант - составить протокол через три рабочих дня, только этот план был сорван задержанием.
Версия насчет меда была такая версия – Ридзиниекс упомянул в разговоре с Иветой, что хотел бы его купить, и она пообещала, что сама привезет продукт Тукуме. Единственный нюанс в том, что полицейский думал купить всего пару баночек, а хозяйка привезла меда столько, что можно было накормить весь Тукумс.
Однако переписка полицейских по телефону говорит о другом. Так, Ридзиниекс сначала написал Галейсу, что женщина их «кинула», потом, что это была ложная тревога. Позже последовали картинки с медом, а также идея его продажи.
Прокурор Сондорс просил суд не только признать двух подсудимых виновными во взяточничестве в составе группы, но и приговорить их к реальным срокам лишения свободы и конфискации имущества. Еще одним дополнительным наказанием, запрошенным прокурором, было лишение двух подсудимых права занимать государственные должности на три года.
Однако судья Иева Янковска вынесла приговор в виде трех лет лишения свободы условно. Оба лишены права занимать должности в Государственной полиции на четыре года. Решение подлежит обжалованию.