В свою очередь, председатель СО-ХДЛ Габриэлюс Ландсбергис утверждает, что такой законодательной поправкой «будут сохранены связи с литовцами Великобритании, которые после реализации плана Brexit, скорее всего, сделают выбор в пользу английского гражданства».
Добавим, что активисты литовской диаспоры в Британии готовят проекты правовых актов, которые в конце апреля будут представлены Сейму и правительству Литвы. «Решение вопроса через проведение референдума — процесс долгий и требующий больших затрат.
Мы его не отметаем, но в условиях современных геополитических вызовов следует найти более быстрый способ сохранить для литовского государства тысячи его граждан и избежать катастрофы», — сказала глава диаспоры зарубежных литовцев Даля Хенке. Проведённый лондонским литовским клубом Sitis опрос показал, что для более чем половины живущих в Великобритании литовцев гражданство родной страны имеет большое значение.
Однако из-за Brexit они будут добиваться получения британского гражданства. На основе результатов этого опроса можно прогнозировать, что если в ближайшее время в Литве не будет принят закон о двойном гражданстве, она потеряет около 50 тыс. своих граждан.
Отметим, что 12-я статья Конституции Литовской Республики гласит, что «никто, кроме как в предусмотренных законом редких случаев, не может одновременно быть гражданином Литвы и другого государства». Конституционный Суд страны постановил, что разрешить двойное гражданство можно только в случае внесения изменений в главный документ государства.
В свою очередь, статью о гражданстве можно изменить только путём проведения референдума. В настоящее время двойное гражданство разрешается только тем гражданам и их потомкам, которые выехали из Литвы еще до выхода республики из СССР. Людям, выехавшим из страны в постсоветские годы, двойное гражданство не предоставляется.
Закон позволяет иметь двойное гражданство только детям, родившимся за границей, а также состоящим в браке с иностранным гражданином. Нынешний Кабинет министров Литвы обещает решить вопрос о двойном гражданстве в течение двух с половиной лет. Подобные обещания раздавали и предыдущие правительства, однако конкретные шаги так и не были сделаны.