Проблемы безопасности создают по-прежнему ощутимые в обществе последствия экономического кризиса. Это растущее социальное неравенство и снижение численности населения, что увеличивает уязвимость Латвии перед угрозами извне. Об этом сказано в 14-страничном проекте концепции Национальной безопасности, который цитирует газета Neatkarīgā Rīta Avīze.
Учитывая динамику внутриполитических событий в России, возросшее военное присутствие НАТО у границ и демонстрируемое желание использовать военную силу для достижения политических целей, также увеличивают угрозы безопасности Латвии. В среде безопасности все сложнее найти грань между состоянием мира, периодом кризиса и военным временем. Элементы асимметричной войны зачастую трудно различимы, но в основе своей они обращены на то, чтобы ослабить государство изнутри, направлены на дискредитацию политического руководства страны и на подрыв веры в свою страну, заключили эксперты.
Они утверждают, что с начала восстановления своей независимости Латвия сталкивалась с некоторыми элементами асимметричной войны, которые в последние годы стали более интенсивными. "Все больше и все чаще осуществляются попытки России повлиять на латвийскую безопасность, используя различные методы влияния. Искуссно координируемая пропаганда, хакерские атаки, использование энергетической отрасли в достижении политических целей, влияние на экономику с помощью создания искусственных барьеров, влияние при помощи агентов, которые усиливают в обществе недовольство, что в свою очередь увеличивает военную активность у границ Латвии, являются элементами асимметричной войны, реализуемой Россией".
Российская армия тренируется для осуществления блицкрига, который, по мысли составителей доклада, должен будет "в случае чего" изолировать страны Балтии от союзников по НАТО, затруднив им выполнение своих обязательств по 5-му пункту договора Североатлантического альянса.
Эксперты пришли к выводу, что задачей государственных учреждений, ответственных за безопасность Латвии является постоянное "изучение, анализ и умение своевременно идентифицировать внешние угрозы, дав время руководству страны для принятия решения".
Авторы концепции нацбезопасности указывают, что для усиления безопасности государства в латвийском обществе необходимо развивать патриотизм и желание защитить страну, создав для этого благоприятные условия. Латвия сможет себя защитить даже в том случае, если ей придется столкнуться с дисбалансом в военной силе. Все это будет возможно при волеизъявлении народа и правильно подобранной военной стратегии. Географическое расположение Латвии располагает к тому, чтобы свободные действия противника были ограничены, в результате чего ему будет нанесен максимальный урон, оптимистично полагают составители концепции.
Рациональное зерно, как видите, в концепции есть: источник слабости Латвии - внутри неё самой. Снижающая численность населения, сорциальное расслоение. Но методы, которыми при этом "эксперты" предлагают "развивать патриотизм" (например, проведение военных парадов в городах и весях), напоминают скорее припарки для мертвого, чем серьезные предложения.
Жалуясь на то, что "Россия увеличивает военную активность у границ Латвии", сама Латвия при этом создаёт новый учебный полигон, не где-нибудь, а под Алуксне - у той самой российской границы. Сетуя на влиения агентов, которые "усиливают в обществе недовольство", авторы концепции скромно умалчивают, что
эти агенты сидят в Сейме и правительстве. И называются они "Национальным блоком", члены которого если хотя бы раз в день не усилят недовольство русских жителей Латвии, считают день прожитым зря.
Ну а про географическое положение Латвии, которое, де, "ограничит свободные действия противника" смешно даже читать. Как раз Балтия, в силу ее невеликой операционной емкости по сравнению с той же Польшей, является самым уязвимым участком в нынешней структуре НАТО. Одним словом, латвийская экспертная гора в очередной раз родила "стратегическую мышь". Худо будет, если такие построения и в самом деле лягут в основу концепции национальной безопасности страны.