"Требование государственные экзамены сдавать только на государственном языке в интересах школьников", - уверенно говорит омбудсмен Юрис Янсонс. Можно только согласиться: школы уже давно должны были начать с 1-го класса постепенный переход на латышский язык обучения, и экзамены на латышском — это логическое продолжение этого перехода, - пишет Элита Вейдемане в "Неаткариге".
К сожалению, ни наши министры образования, ни правительство в целом не горит желанием реализовать этот план. Изначально все выглядело многообещающе: в 2013 году депутат Европарламента Карлис Шадурскис высказался: «С 2015 года должен произойти постепенный полный переход на процесс обучения на латышском языке в общеобразовательных школах, что позволит направить дополнительное финансирование на зарплаты учителям, будет способствовать повышению качества образования, а также содействовать процессу интеграции общества».
Шадурскис тогда смело продолжал высказываться: «Пришло время продолжить начатую латышизацию учебного процесса. Государственное образование только на латышском языке — это наш путь развития уверенной в себе и самостоятельной нации в долгосрочной перспективе. Наша обязанность сегодня - заботиться и создавать такие условия для русскоязычных в Латвии, чтобы они могли по возможности скорее и полноценнее освоиться и интегрироваться в латышскую среду. Двухобщинное общество является препятствием, а не стимулом для демократии, развития процветающего и сильного государства.
Я надеюсь, что через 10 лет мы все будем жить в латышской, благополучной Латвии, состоящей из образованного и компетентного общества».
Конечно, 2023 год не за горами, и мы уже сейчас могли бы с удовольствием наблюдать, как в Латвии все дети учатся на одном языке - латышском. Правда, до столь невероятной победы, наверное, невероятно далеко...
В передаче ЛТВ «Прямая речь» (22 января 2016 г.) выдвинутый на должность премьер-министра Марис Кучинскис произнес такую речь: «Итак, латышский язык в 2018 году с 1 класса. Мы очень уважаем, это требование Нацобъединения, это их избиратели, которые тоже требуют к 2018 году. Мой, наш ответ тогда был — мы согласны с направлением, но, извините, к 2018 году это просто не реально. Будет огромный скандал. Мы к этому ещё не готовы».
К чему мы не готовы - скандалу или переходу на латышский язык? Может, вообще ни к чему никогда не будем готовы?
Ковыряние с переходом от системы сегрегированного образования к единой системе образования уже задержалось, и эта ситуация создаёт все новые риски в воспитании граждан Латвии - в самом широком смысле этого слова.
В прошлом году Карлис Шадурскис с грустью признался, что переход к образованию на латышском языке во всех государственных школах во время этого правительства не произойдёт: после горячо оптимистических текстов в роли депутата Европарламента, очевидно, пришло осознание холодной реальности ... Но в правительственной декларации ведь до сих пор есть обещание разработать план по переходу к единому стандарту образования на государственном языке в учебных заведениях, финансируемых государством и самоуправлениями.
Неужели это растворилось как нечто несущественное по мере свершения великих дел? К тому же, речь велась и о том, чтобы установить большую ответственность для директоров школ, чтобы в учебных заведениях выполнялись требования Закона о госязыке и правил воспитания лояльности государству. Разве эта ответственность как-то контролировалась? Об этом и ничего не было слышно.
Но есть и положительные признаки. Десять лет назад почти в половине учебных заведений, которые принято называть школами нацменьшинств, выпускные экзамены сдавались на русском языке. В прошлом году таких школ было только 15%. Министерство образования иногда делает и логические шаги: его идея - в следующем году запретить 12-классникам выбирать язык экзаменов. Значит, только на латышском.
Для девятиклассников переход на экзамены на государственном языке будет происходить постепенно. Эту идею поддержал и Консультативный совет по вопросам образования нацменьшинств и его председатель, директор Рижской классической гимназии Роман Алиев.
Конечно, ожидается, что защитники русских школ в очередной раз начнут протестовать против экзаменов только на латышском. Ведь тогда пошатнётся кузница кадров русификации, исчезнет источник ползучего двуязычия! В целях уменьшения влияния «защитников» законодатель должен проявить активность в решении вопросов образования: политика как застоявшийся пруд — вода в ней волнуется только в преддверии выборов."