Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 5. Февраля Завтра: Agate, Selga, Silga, Sinilga
Доступность

Думай о хорошем, но всегда будь готов к худшему: один из руководителей сети аптек размышляет о безопасности Латвии

«Думай о хорошем, но всегда будь готов к худшему» - считает член правления группы предприятий RePharm (а это в том числе 240 аптек Mēness aptieka, Centrālā Laboratorija и Veselības centru apvienība) Янис ВАНАГС.

События 2022 года, война в Украине способствует тому, что тревога в обществе постоянно нарастает...

Какие риски поджидают Латвию в случае возникновения чрезвычайной ситуации – например, прихода еще более страшной, чем коронавирус,  эпидемии?

– Господин Ванагс, если Латвия, не дай Бог, завтра встретится с экологической катастрофой или другой серьезной ситуацией, хватит ли нам продуктов питания, топлива для спецтранспорта (в том числе машин «скорой помощи»), больниц и медикаментов?

 – К сожалению, в мире возможно все. Начиная с 2020 года буквально на наших глазах реализовался самый страшный, фантастический сценарий фильма ужасов. Неожиданно человечество столкнулось с неизвестным вирусом, который унес уже более шести с половиной миллионов жизней. По очереди тогда захлопнулись двери (границы, вокзалы, аэропорты) большинства государств – страны дружно надели маски и заперлись по своим домам. Международная логистика буквально впала в анабиоз.

И да, такое вполне может повториться. Поэтому как государство мы обязаны подготовиться к всевозможным сценариям и катастрофам, которые, как мы все теперь понимаем, нельзя исключать.

Коронавирус нам многое показал и многому научил! Приведу только один маленький пример: когда в самом начале пандемии, когда всего на неделю было закрыто транспортное сообщение с Польшей, многие важные грузы застряли на границе. В том числе это были фуры со стерильными медицинскими перчатками, которые каждый день необходимы работникам здравоохранения.

– Но не оперировали же врачи пациентов, не надев таких перчаток?

– К счастью, на аптечных складах разных фармпредприятий был небольшой запас этих самых перчаток, что, собственно, и спасло ситуацию в целом. Поскребли по сусекам, проблему всем миром решили. Однако сам вопрос необходимости создания стратегических запасов медикаментов как тогда возник, так никуда уже больше не исчезает. Мы в группе предприятий RePharm серьезно задумались о решении этой задачи, правда, в более масштабном измерении: случись что, в стране должно хватить лекарств!

 – Что же мешает организовать такой запас?

– В ситуации современной экономики практически все отрасли народного хозяйства Латвии научились работать на максимально высокой скорости оборота своих средств, это азы успешного бизнеса. Именно этот фактор не только повышает конкурентоспособность конкретного предприятия, но и дает возможность держать максимально низкие цены на рынке, как это, кстати, сегодня делает RePharm. Своим неповышением цен на лекарства все время кризиса мы активно тормозим инфляцию в стране, которая уже перевалила за 20%.

И если нам надо заморозить деньги, миллионы и миллионы евро, вложив в создание стратегического запаса лекарств, это потянет за собой неизбежное повышение стоимости аптечной продукции, что мы не считаем возможным.

– Если не ошибаюсь, закон Латвии вменяет торговцам лекарств в обязанность предлагать большинство лекарств по максимально низким ценам – маржа прибыли продавца строго лимитирована.

– Мы, как социально-ответственное предприятие, и сами всегда стремимся к наиболее выгодным ценам аптечных товаров для наших покупателей при повышении качества фармацевтического обслуживания. Это наша философия и цель каждого дня.

И именно поэтому мы не можем создать стратегический запас лекарств и «сидеть» на этом добре месяцами – подобное невозможно.

– Неужели никакого запаса медикаментов у вас нет?

– Конечно, есть. Как без этого? Но наш запас оптимально возможный, никак не стратегически-глобальный. И потом надо понимать, что мы не картошку храним на своих складах, не макароны и даже не муку, а лекарства, многие из которых имеют специальные требования содержания, температурные и прочие индикации хранения.

– Картошку с мукой тоже не просто сберечь даже до весны, а медикаменты – тем более. Это понятно даже школьнику, но ведь как без такого «мешка с лекарствами»?

– Проблема создания стратегических запасов и взаимодействия всех заинтересованных структур актуальна как никогда. Вопрос касается всех, в том числе торговцев продовольствием и топливом.

Подготовка к непредвиденным ситуациям – задача всех отраслей и сфер народного хозяйства. Не могу сказать, что ничего в этом плане не делается. Сегодня разные организации включены в такой единый организм противостояния возможной катастрофе, призванный обеспечить жизнь страны в чрезвычайной ситуации. Как вы понимаете, в него входят также аптеки, больницы, разные институции здравоохранения. Все вместе мы активно тренируемся и улучшаем схемы нашего взаимодействия, разрабатываем планы необходимых действий – на самые разные сценарии и ситуации. Изучаем опыт ведущих стран мира.

Скажу больше, уже в начале сентября по инициативе Министерства обороны -- с Министерством здравоохранения и Министерством экономики – мы опробовали создание первой, пусть пока виртуальной, платформы формирования стратегического запаса медикаментов. По факту таких, можно сказать, учений возникло девять пунктов, как говорят в школе, которые даны для домашних заданий.

 – Назовите хоть один.

- На государственном уровне придется решать вопросы изменений локации имеющихся мест хранения запасов медикаментов так, чтобы эти склады лекарств были максимально близки к пациентам.

– В Латвии ничего не далеко...

– Это только в нормальной, обычной ситуации. Не секрет, что все структуры организма предприятия RePharm сегодня работают  слаженно: есть поставщики лекарств, есть центральные базы и специально оборудованные хранилища медикаментов. Создана идеальная логистика, и проложены оптимальные маршруты доставки определенных медикаментов – в больницы, учреждения здравоохранения и аптеки. Но это все идеально работает сейчас. Но в случае возникновения чрезвычайной ситуации такого механизма в рамках одного предприятия, скорее всего, окажется недостаточно.

– Хорошо, что в Латвии действует более 800 аптек, которые всегда имеют в наличии скромный, но все-таки запас лекарств.

– Это плюс. Проблема в том, что всего этого запаса на долгий срок, если что, не хватит. Кроме того, необходимо создать новые, причем засекреченные хранилища медикаментов.

Латвии следует иметь налаженный организм реагирования системы здравоохранения на любую острую ситуацию – с продуманной структурой хранилищ лекарств, резервированным транспортом и подготовленными специалистами, которые смогут все это квалифицированно обслужить.

Скажу еще, что в особо тревожную для страны ситуацию надо будет всем предприятиям объединяться в единой логистике. Не случайно скандинавская модель функционирования во время чрезвычайных ситуаций предполагает взаимодействие конкурирующих предприятий.

На подготовку такого стратегического щита лекарств уйдет несколько лет, в ходе которых потребуется решить массу юридических и прочих вопросов, в том числе с привлечением ряда министерств и Совета по конкуренции.

– Но если ничего не делать, ничего и не будет.

– Да, под лежачий камень вода не течет…Если вернуться к вопросу о создании стратегического запаса лекарств, то, во-первых, от Министерства здравоохранения требуется получить список этих самых необходимых препаратов и решение, в каком количестве таковые требуются.

Во-вторых, без финансовой помощи государства (и это может быть исключительно политическим решением) в создании стратегического запаса медикаментов на уровне страны не обойтись.

Сегодня всем нам придется бороться с вызовами и трудными задачами, разруливать серьезные риски, искать лучшие решения в любой сложной ситуации. Мы, действительно, живем в очень неспокойные времена, когда жизнь испытывает нас на прочность. Однако я всегда говорю – думать надо всегда позитивно, верить в лучшее, но при этом следует быть готовым к самым худшим сценариям.

Беседовала Людмила ВЕВЕРЕ.

1 реакций
1 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Уиткофф: Украина и РФ договорились обменять 314 пленных

Украина и Россия договорились обменять 314 пленных, сообщил в четверг, 5 февраля, спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф . Речь идет о "первом подобном обмене за пять месяцев", указал он в соцсети X. Договоренности достигнуты делегациями США, Украины и России в ходе второго раунда переговоров в Абу-Даби.

Украина и Россия договорились обменять 314 пленных, сообщил в четверг, 5 февраля, спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф . Речь идет о "первом подобном обмене за пять месяцев", указал он в соцсети X. Договоренности достигнуты делегациями США, Украины и России в ходе второго раунда переговоров в Абу-Даби.

Читать
Загрузка

Уровень воды в Балтийском море резко снизился: что это значит?

Согласно измерениям, из-за продолжительного восточного ветра уровень воды в Балтийском море на этой неделе упал до одного из самых низких уровней за всю историю наблюдений.

Согласно измерениям, из-за продолжительного восточного ветра уровень воды в Балтийском море на этой неделе упал до одного из самых низких уровней за всю историю наблюдений.

Читать

Школьники и студенты повадились заказывать из-за границы сладости с наркотиками: полиция

Среди молодежи в Латвии и других странах ЕС все больше распространяется тенденция заказывать чаи и сладости, например, печенье и желейные конфеты, в которые подмешаны наркотики и психотропные вещества, сообщил в четверг журналистам руководитель налогово-таможенной полиции Андрей Гришин.

Среди молодежи в Латвии и других странах ЕС все больше распространяется тенденция заказывать чаи и сладости, например, печенье и желейные конфеты, в которые подмешаны наркотики и психотропные вещества, сообщил в четверг журналистам руководитель налогово-таможенной полиции Андрей Гришин.

Читать

Похоже, русские считают страдания своей судьбой: Пуданс

Украина может быть вынуждена пойти на уступки на мирных переговорах, согласиться на временные решения, а затем попытаться урегулировать ситуацию дипломатическим путем, заявил командующий Национальными вооруженными силами (НВС) Каспарс Пуданс в интервью ЛЕТА.

Украина может быть вынуждена пойти на уступки на мирных переговорах, согласиться на временные решения, а затем попытаться урегулировать ситуацию дипломатическим путем, заявил командующий Национальными вооруженными силами (НВС) Каспарс Пуданс в интервью ЛЕТА.

Читать

Рак научился «разговаривать» с мозгом: опухоли могут отключать защиту организма !

Учёные обнаружили тревожный механизм, который помогает опухолям расти быстрее. Новое исследование показало, что рак может буквально «подключаться» к нервной системе и подавлять защитные силы организма.

Учёные обнаружили тревожный механизм, который помогает опухолям расти быстрее. Новое исследование показало, что рак может буквально «подключаться» к нервной системе и подавлять защитные силы организма.

Читать

Сейм отклонил предложение оппозиции о снижении НДС на остопление

В четверг Сейм отклонил пять различных поправок к закону о налоге на добавленную стоимость (НДС), предложенных оппозиционными партиями "Объединенный список" (ОС) и "Латвия на первом месте" (ЛПМ). Все эти поправки предусматривали снижение ставки НДС до 5% на ряд энергоресурсов, используемых для бытовых нужд.

В четверг Сейм отклонил пять различных поправок к закону о налоге на добавленную стоимость (НДС), предложенных оппозиционными партиями "Объединенный список" (ОС) и "Латвия на первом месте" (ЛПМ). Все эти поправки предусматривали снижение ставки НДС до 5% на ряд энергоресурсов, используемых для бытовых нужд.

Читать

Двое в ледяной пустыне: моряки два года боролись со смертью в Гренландии — и выжили

Северо-восточная Гренландия — это край, где пространство лишено масштаба, а время теряет привычный ход. Здесь человек быстро понимает, насколько он мал и уязвим. Именно в этой ледяной пустыне в 1910 году развернулась одна из самых напряжённых и драматичных эпопей в истории полярных исследований — история капитана Эйнар Миккельсен и инженера Ивер Иверсен.

Северо-восточная Гренландия — это край, где пространство лишено масштаба, а время теряет привычный ход. Здесь человек быстро понимает, насколько он мал и уязвим. Именно в этой ледяной пустыне в 1910 году развернулась одна из самых напряжённых и драматичных эпопей в истории полярных исследований — история капитана Эйнар Миккельсен и инженера Ивер Иверсен.

Читать