"Я поехал в Эстонию, встретился с министром и спросил, как получается, что у них один компенсируемый рецепт стоит примерно на 40% дешевле, чем в Латвии? Хотя рынок лекарств в Эстонии еще меньше! — признался Гунтис Белевич газете Diena. — Поймите, что это за цифры?! Если мы посмотрим на аптечный сектор, то это примерно 48 миллионов (экономия в 40%. — Ред.). Не слабо! Если посмотрим на больницы, то и там можно сэкономить. Возможно, в упаковке должно быть не пять, а сотня ампул? И не надо для больниц печатать на упаковке инструкцию алфавитом Брайля для слепой медсестры!"
Министр предлагает сэкономленные таким образом средства направлять на покрытие расходов пациентов на лечение в стационарах. Посмотрим, как это все у него получится сделать на практике.
— День в стационаре сейчас стоит пациенту неполных 14 евро, — размышляет министр. — Этого многие не могут себе позволить. Те, кто честный и боится, что не сможет оплатить, просят их выписать раньше времени и нередко запускают свой недуг. Нечестные остаются в долгу. Недавно говорил с руководством Восточной больницы. Знаете, какую сумму им задолжали пациенты? 3 миллиона! И больница уже не может списать эти долги. Если снизить плату, к примеру, до 5 евро, это будет уже другая ситуация. Разница обойдется государству в 10 миллионов евро. Таким образом, если мы говорим не о дополнительных 50, а хотя бы о 20 миллионах, то первые 10 пойдут на эту цель. И все это поймут…
Без реформ — никуда, но…
— Выборы в 12–й Сейм прошли, а проблемы финансирования медицины в Латвии остались. Время от времени поднимается вопрос о необходимости реформ, и вспоминают Ингриду Цирцене, — говорит "ВЕСТЯМ" независимый экономист Евгения ЗАЙЦЕВА. — Вспоминают почему? Да потому, что министр Цирцене, пожалуй, единственная министр здравоохранения, которая осмелилась вынести вопросы реформы медицинской системы на почти всенародное обсуждение. До сих пор все реформы в Латвии рождались в головах чиновников, обсуждались в недрах госаппарата и выносились на свет уже только в виде нормативных актов, а тут — новшество, обсуждение на публике. И оно, это обсуждение, провалилось, реформа заглохла, а предыдущего министра по состоянию здоровья отправили в отставку. Но почему–то все еще ее вспоминают…
По мнению Евгении Зайцевой, ключевая проблема латвийского здравоохранения в том, что эту отрасль обошли реформы. А реформы медицине нужны как воздух. Печально, но факт: минздрав всегда был министерством врачей и больниц, но никогда — министерством пациентов! Вспомним, что даже закон о защите пациентов появился всего пару лет назад — и то под давлением Брюсселя.
— За то время, что министерством руководило "Единство", финансирование медицины, вопреки обещаниям, с 3,8 снизилось до 2,9% от ВВП. Страховая медицина за 23 года так и не была введена! Противники страховой медицины уверяют, что, мол, она в Латвии не сможет себя окупить, поскольку у нас маленькая страна с маленьким числом жителей, к тому же население очень бедное… Да, нас мало, и мы бедны, но, извините, это обстоятельство ведь не помешало в свое время ввести систему ОСТА, то есть обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца. Для меня совершенно очевидно, что вполне можно создать страховую медицину в Латвии…
Да, здравоохранение — единственная отрасль Латвии, до которой так и не дошли реформы. С этим мнением независимого экономиста, в общем–то, совпадает и позиция нового министра, который, правда, оговаривается, что привязка медицинских услуг к уплате налогов сложна и ввести ее очень нелегко. Более того, Гунтис Белевич считает, что врачи ни в коем случае не должны контролировать уплату налогов пациентами.
ДЛЯ СПРАВКИ. По мнению многих специалистов и экономистов, финансирование медицины исключительно за счет налогов населения и доступность ее по принципу "заплатил налоги — лечись" неприемлемо для такой бедной страны, как наша…
— Вторая не менее важная задача, чем введение страховой медицины, — это изменение системы компенсированных медикаментов. Лекарства должны быть компенсированы государством полностью! — убежден новый министр г–н Белевич. — Ведь речь идет о пациентах с серьезными заболеваниями, которые длительно болеют и просто не в состоянии купить дорогостоящие медикаменты. Государство обязано таким больным оплачивать медикаменты в стопроцентном объеме! Это, во–первых, гуманно, по–людски, а во–вторых, эффективное лечение в конечном итоге выгодно и государству, ведь лечение осложнений обходится госбюджету куда дороже. Сегодня зачастую мы наблюдаем такую картину: выходит человек из кабинета врача и сразу выкидывает часть рецептов. Он понимает, что просто не может купить такие дорогие лекарства. А на селе люди вообще не идут к врачу…
Хочется думать, что умный, упрямый, очень образованный, небедный, властный и харизматичный Гунтис Белевич, к тому же отлично знающий все подводные камни фармацевтической сферы, исправит ситуацию в отрасли. Хотя бы с лекарствами.
* Этот материал — продолжение темы. В прошлом номере "ВЕСТЕЙ" опубликована большая статья–расследование "Больное место".
Людмила ВЕВЕРЕ.
27 ноября 2014. №48