Как превратить серую типовую многоэтажку в современный, привлекательный внешне и ухоженный дом, в котором хочется жить? Ответ — произвести реновацию дома. Это, во–первых, приведет к существенной экономии — сократит на 30–50% затраты всех жильцов на отопление. А во–вторых, изменит визуальный облик дома — и снаружи, и внутри: серые многоэтажки превратятся в современные, привлекательные, в веселых цветах дома, а забота о помещениях общего пользования станет для жильцов делом обычным.
Мечты и реальность
Кто из нас, бывая во дворах латвийских новостроек или же в жилых микрорайонах благополучных западноевропейских столиц, не испытывал приступ жгучей зависти? Не задавал себе вопрос: ну почему я вынужден жить в сером, безликом многоквартирном доме советской еще постройки, окруженном такими же серыми домами, один вид которых навевает тоску? Почему во дворе этого дома сломанные качели, скамейки и останки песочницы, в которую песок–то в последний раз насыпали 20 лет назад? Почему в подъезде обшарпанные стены, погнутые лестничные перила, лифт, о потолок которого подростки тушили окурки?
Атмосфера знакома многим — большинство населения Латвии проживает в тех самых многоквартирных типовых домах, построенных в 60–70–е, в лучшем случае — в 80–е годы прошлого столетия. Жильцы многих домов молодцы: пытаются своими силами улучшить условия проживания, приукрасить быт: всегда радуют глаз цветники, разбитые у дома энтузиастами, или кашпо с цветами в пролетах лестничной клетки. Но наступает тот момент, когда становится ясно: прибирай не прибирай, украшай не украшай, а то, что нуждается в капитальном ремонте, косметикой не исправишь. Визуальный облик жилого фонда советской постройки и его начинка — коммуникации, состояние помещений общего пользования — пребывают в удручающем состоянии. Еще немного, и появятся причины для обоснованных опасений: а вдруг трещина, намечающаяся в стене дома, разъедется вширь, здание "поплывет" — а там и до большой беды недалеко.
И кажется, что выхода нет. Большинство семей, проживающих в типовых многоэтажках, не смогут купить квартиру в привлекательной новостройке или ухоженный домик в поселке под Ригой — денег на это нет. Это факт. Получается, что большинство латвийцев обречены на жизнь в серых и однообразных домах, у которых к тому же скоро истечет срок эксплуатации, определенный строителями?
Депутат Сейма, глава парламентской подкомиссии по вопросам жилья Александр Саковский уверен — мечту можно хотя бы частично осуществить и в типовой многоэтажке: "В ближайшие годы главной задачей государства, самоуправления, общества станет именно приведение в порядок жилого фонда. Перед нами простой выбор: или ничего не делать и ждать, когда дома придут в негодность, или же браться за реновацию, повышая качество ежедневной жизни. И чем раньше начнется этот процесс, тем лучше".
Не отдаём тепло улице
— Сейчас многие жильцы типовых многоэтажек пытаются индивидуально, в своих квартирах бороться с проблемами, которые на самом деле касаются всего дома. Отчасти это самообман, поскольку, не решая проблемы дома в целом, проблему в одной квартире не устранишь, нужен системный подход, — говорит Александр Саковский. — Приведу простые и, к сожалению, близкие многим примеры. В квартире на последнем этаже на потолках возле оконных переплетов начинают проступать пятна плесени. Сначала небольшие, а спустя несколько месяцев грибок уже завоевывает все большую площадь. Жильцы сдирают обои, обрабатывают стену химическим раствором, клеят обои заново. Ненадолго помогает — спустя год все начинается опять. А ведь плесень в квартире — это очень вредно, это воздух, которым дышат домочадцы, в том числе дети, пожилые люди, те, кто склонен к заболеваниям дыхательных путей, что в нашем климате не редкость. Стоит ли удивляться затяжным простудам, если живешь в доме, где поселился грибок? А ведь плесень — признак того, что в доме расходятся швы, пропускающие влагу. Второй пример: не греют батареи, в квартире холодно, хотя отопление работает. Часто жильцы убеждены, что смена радиаторов только в их квартире решит проблему. Частично — да, но лишь частично. Если радиаторы засорились и износились в одной квартире, то речь идет о том, что, по сути–то, прохудилась система отопительных коммуникаций всего дома. И, не выходя, образно говоря, за пределы своей квартиры, свои же проблемы не решишь.
Выйти за пределы своей квартиры — это созвать общество собственников квартир, найти силы вместе обсудить ситуацию и принять решение о дальнейших действиях. Чтобы узнать, в каком техническом состоянии пребывает дом, нужно произвести энергоаудит, результаты которого будут зафиксированы в специальном документе — энергопаспорте. Если окажется, что дом действительно находится в плачевном состоянии, нужно решаться на реновацию здания.
Это фактически капитальный ремонт здания, предусматривающий замену окон, дверей, прохудившихся коммуникаций здания, приведение в порядок фасада дома. Реновация может быть полной или частичной — тут все зависит от состояния зданий и решения, платежеспособности самих жильцов.
— Решение о реновации должно принять большинство собственников квартир — не менее 51%. Я понимаю, насколько это непросто: в одном доме проживают люди разного возраста, разного уровня доходов, разного уровня образования и так далее. А реновацию придется оплачивать из собственного кармана — общество собственников квартир берет кредит, а затем затраты распределяются на все квартиры, и все вместе погашают общий долг, — отмечает Александр Саковский. — Договориться сложно. Но в пользу принятия такого решения говорят цифры: в домах, где проведена реновация, расходы на отопление сокращаются иногда даже вполовину, а в среднем на 40%. Это значит, что за счет сэкономленных благодаря реновации средств можно будет погашать кредитные обязательства. В чем выгода? Все просто: представьте, вы ежемесячно, допустим, платите 100 евро. Но в одном случае вы живете в запущенном доме, пропускающем тепло, да еще и обогреваетесь калорифером. В другом — вы живете в чистом, красивом и ухоженном доме, который не отдает тепло улице.
Понадобятся рабочие руки
— Чтобы убедиться в том, как меняется облик города, если жилые дома реновируются, достаточно побывать в микрорайонах соседнего Таллина. Чистенько, аккуратно, дома покрашены в веселые цвета — из города уходит серость. Я с завистью смотрю на соседей — они обогнали нас и здесь: вы не встретите в жилых домах советской постройки в Таллине старые окна в помещениях общего пользования. У нас же жильцы, которым позволяли средства, поменяли окна в своих квартирах, но тепло продолжает уходить через щели окон на тех же лестничных клетках, — рассказывает Александр Саковский. — Теперь Латвии предстоит перенимать позитивный опыт соседей. Нужно привлекать софинансирование фондов ЕС на реновацию жилья, необходимо стимулировать этот процесс, содействуя получению обществами собственников квартир кредитов на самых льготных и щадящих условиях.
Александр Саковский убежден: масштабная реновация жилого фонда оживит экономику, даст колоссальный толчок развитию целого ряда отраслей.
— Благодаря реновации оживится непосредственно строительная отрасль, которая получит заказы, и пойдет в рост производство самых разных строительных материалов. Потребуются строители, маляры, электрики, стекольщики, бухгалтеры, проектировщики, инженеры разных специализаций. Это те самые рабочие места, о которых мечтает Латвия. А оживление экономики, появление новых рабочих мест — это сразу и увеличение доходов государственного и муниципального бюджетов. То, к чему Латвия и стремится, — подытожил Александр Саковский.
Инга РОМАНОВА.
18 сентября 2014. №38