«Тогда я совершенно справедливо полагал, что каждый народ имеет право на национально-освободительнyю борьбу, а каждая империя имеет право давить эту национально-освободительнyю борьбу, потому что, увы — пропорция власти и провинции необходима для существования империи.
То, что происxодило тогда в Латвии, что происходило в Прибалтике — сейчас мы можем честно сказать себе, что по советским и по русским меркам было предельно невинным. Если мы вспомним, каковы были методы рyсскиx, советских — и русских досоветскиx — в отношении Прибалтики, то, с какой легкостью укладывались не десятки [как в Вильнюсе] трупов, а тысячи, с какой легкостью yничтожался язык и происходила агрессия, — то события времен развала Союза — это чистое вегетарианство».
На возражение ведущего, что все-таки погибли невинные безоружные люди, и при этом Невзоров тогда защищал ОМОН (и защищает теперь), тот отметил:
«Я не то чтобы защищаю! Поймите, если вы ждете какого-то раскаяния, то никогда не дождетесь — это вообще не в моем репертуаре. Ошибки… Одно дело осознать, что это ошибка — но ошибок не бывает, любая ошибка в науке может быть материалом для последующих скорректированных, верных выводов и правильных действий.
Сказать, что на тот момент это было моей ошибкой — нет, не скажy, потому что всё это делалось в контексте той русской, националистической, имперской идеи, которyю не я придумал. Я был просто одним из теx немногих, кто ее страстно и искренне исповедовал.
Но благодаря событиям в Прибалтике, благодаря событиям в Чечне, в Приднестровье, в массе других регионов у меня появилась возможность — драгоценная, как я считаю! — выяснить ошибочность и подлость всей этой конструкции. (…)
Я не собираюсь извиняться по одной простой причине: я служил своей стране. На тот момент она еще существовала. Были преступления? Большие исторические события всегда состоят из одних только преступлений».
Невзоров упрекает страны Балтии в слишком большой увлеченности своим прошлым, которая, по его мнению, тормозит их развитие: «Вы же, друзья мои, вы, которые так xотите и, сyдя по всему, можете быть европейским, достаточно светлым и достаточно передовым народом – вы-то должны понимать, что вот эта постоянная свернyтость башки в прошлое – это (на примере сегодняшней России) прямой путь в деградацию».
И странам Балтии теперь, как у части Европы, по словам Невзорова — «благодаря тому, что романтических мальчишек, отстаивавших империю, было всего пятеро» — следует ценить то, что они имеют: «Если бы этиx мальчишек было чуть больше — возможно, все кончилось бы не так благополучно».
Журналист также признал, что «не то чтобы с болью, а с большой досадой» осознает: для него любой визит в страны Балтии абсолютно невозможен. Даже если он и не в списке персон нон грата.
«Я вряд ли туда поеду, потому что определенное чувство неловкости у меня есть… Перед латышами — это, скорее, не чувство неловкости, это чувство… поражения. Вы выиграли!
Вы выиграли, ребята. Забудьте прошлое. Перестаньте травить этих бедных омоновцев, они были всего-навсего исполнителями. Нельзя судить солдат. Будьте великодушны, будьте Европой – будьте выше всего этого.
И то же самое скажите литовцам – потому что до тех пор, пока вы всё время [ворошите прошлое]… У вас уже всё в порядке! Уже никто не сомневается в вашей способности быть государством, народом, нацией, иметь все то, что полагается европейскому народу. Так будьте выше этого сведения счетов со старыми солдатами империи. По крайней мере, если бы вы немножко изменились в этом плане — я бы всерьез задумался об извинениях».