По его словам, «за такое короткое время вакцины не проверяются — ни на безопасность, ни на эффективность». Академик отметил, что «две группы по 38 человек — это не то количество, когда можно говорить вообще о каких-то результатах», напомнив, что на первой стадии клинических испытаний аналогичной вакцины в Китае были задействованы 500 человек. «Не говорю, что вакцина плохая или хорошая, просто невозможно понять, какая», — сказал Зверев.
«Надо не первыми сделать, а лучше сделать — вот задача, понимаете, — пояснил учёный. — Мне эта спешка не нравится. Еще продолжают исследования, третьей фазы клинических испытаний не было. Ну не выходят так рано вакцины в практике, не бывает такого!»
Виталий Зверев напомнил, что в истории были печальные прецеденты, когда людям вводили не исследованный до конца препарат: «Это было с живой вакциной от полиомиелита, с живой гриппозной, с вакциной против лихорадки Денге, когда 600 детей погибли. Просто нужно понимать: мы же вакцину будем вводить — не жизнь спасать, а вводить ее здоровым людям. То есть мы абсолютно должны быть уверены в безопасности. Ну и в эффективности хотелось бы».
Виталий Зверев заметил, что сейчас не планирует прививаться, так как уже переболел коронавирусной инфекцией (уточнив, что пока точно не известно, как долго сохраняется иммунитет к инфекции), но сделает это, когда появится надёжная вакцина.
«Есть такое понятие, как отдаленные последствия. Препарат изучают на токсичность. Обычно после каждой фазы клинических испытаний добровольцев наблюдают по 180 дней, по полгода. Есть определенные правила испытания вакцин — просто их надо соблюдать, и все», — заключил иммунолог.
Во вторник министр здравоохранения Российской Федерации доложил президенту страны Владимиру Путину о регистрации первой в мире вакцины против коронавирусной инфекции, изготовленной Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени почётного академика Н. Ф. Гамалеи. Регистрация будет действовать до 1 января 2021 года — за это время препарат должен пройти третью стадию клинических испытаний.
Ранее иммунолог Дарья Карташева-Эберц озвучила вопросы в связи с регистрацией российской вакцины от коронавируса. В частности: почему поступают сведения о принуждении к участию в третьей фазе испытаний вакцины врачей и учителей, почему процесс не достаточно прозрачен и зачем, наконец, дискредитировать биомедицину и тем более вакцинацию, к которой и так нет доверия у населения?