О целях airBaltic на форуме рынка капитала Банка Латвии на этой неделе рассказывал ответственный за финансы член правления авиакомпании Витолдс Яковлев. По его словам, компания обсуждает выход на биржу с 2018 года. Поскольку привлечь стратегических инвесторов airBaltic не удалось, других возможностей для привлечения капитала у предприятия нет. Сейчас собственный капитал airBaltic негативе в размере 71 млн евро. Яковлев отметил, что это означает более высокие ставки по кредитам, что мешает конкурировать с другими авиалиниями.
За последние годы компании удалось стремительно нарастить оборот. Официальных данных еще нет, но airBaltic утверждает, что в прошлом году он мог достичь 668 млн евро. Также ожидается, что за прошлый год — впервые с 2018 года — компания может получить небольшую прибыль.
О финансовой слабости свидетельствует не только отрицательный собственный капитал, но и долги. В последнем отчете за девять месяцев 2023 года отмечается, что краткосрочные обязательства превышают оборот на 352 млн евро. Главная причина — 30 июля airBaltic должен выплатить владельцам облигаций, выпущенных пять лет назад, в общей сложности 200 млн евро. Таких денег у компании на данный момент нет.
В последнем финансовом отчете рассматриваются три способа, как выплатить 200 млн евро: занять у частных кредиторов, выпустить новые облигации или попросить помощи у государства.
«Все три варианта возможны. Сегодня мы не можем сказать, какой из этих вариантов будет воплощен в жизнь. Но один из них будет реализован — желательно тот, что будет лучшим для компании и акционеров», - сказал клава airBaltic Мартин Гаусс.
Гаусс отказался вдаваться в детали о рефинансировании облигаций, заявив, что комментировать такие вещи не принято. На вопрос, понадобятся ли авиакомпании деньги государства, Гаусс выразил уверенность, что airBaltic сможет занять самостоятельно.
«Сегодня мы не планируем обращаться к правительству Латвии, поскольку собираемся рефинансировать облигации за счет частных кредиторов или финансирования рынка капитала. Мы не хотим привлекать на эти цели государственную поддержку. Хотим найти другое решение. И я уверен, что это получится. Но в то же время нам приходится признать, что тут возможно участие акционера», - признал Гаусс.
По его словам, инвесторы считают регион стран Балтии рискованным из-за нападения РФ на Украину, и потому разговоры о возможной войне между РФ и НАТО не идут на пользу airBaltic.
Гаусс, ссылаясь на подсчеты airBaltic, признал, что занимать средства сейчас будет существенно дороже, чем пять лет назад, когда компания эмитировала облигации под 6,75%. Какую процентную ставку компания сможет позволить сейчас — не раскрывает. При этом компания хотела рефинансировать облигации еще осенью, но затем от этого плана отказалась.
Сейчас ситуация может быть немного лучше, считает руководитель финансового предприятия INVL Family Office Андрей Мартынов. По его мнению, airBaltic не сможет получить банковское финансирование для оплаты долга, если только государство не предоставит каких-либо гарантий. В свою очередь, на рынке облигаций ситуация сейчас лучше, чем осенью, но заем обойдется дорого — как минимум вдвое дороже, чем в 2019 году.
«Я думаю, сейчас речь пойдет как минимум о двухзначной доходности. Думаю, это одна из причин, почему не удалась прошлая попытка. Цена финансирования очень высокая», - сказал Мартынов.
Член правления банка Citadele Валтерс Абеле признал, что после вторжения РФ в Украину инвесторам кажется рискованно вкладывать средства в страны Балтии. К тому же, сравнительно рискованной считается и ситуация в авиационной отрасли в целом: «Тут задействованы практически все глобальные события. И экономические, и такие, как извержение вулкана».
Сейчас планируется, что airBaltic в конце года мог бы выйти на биржу. Андрей Мартынов о таких шансах говорит осторожно, поскольку airBaltic сейчас напоминает предприятие, которое пытается создать достаточно большой финансовый поток, а не компанию с длинной историей.
«Отрасль рынка капитала с большой надеждой смотрит на выход именно госпредприятий на биржу. (..) Но сейчас, думаю, предприятие еще не готово», - считает Мартынов.
В то же время опрошенные программой представители финансовой отрасли призывают не оценивать компанию лишь по ее финансовым показателям, поскольку инвесторов больше интересует, что будут делать с их деньгами.
Мартин Гаусс отмечает, что важные решения, в том числе о том, сколько денег нужно привлечь и когда вообще идти на биржу, только назревают. Сейчас ведется работа с консультантами. Гаус отмечает, что airBaltic – компания международного, а не просто балтийского масштаба, для которой закрытие восточного рынка не стало большим потрясением. Об этом, по его словам, красноречиво расскажут финансовые показатели компании, которые планируется опубликовать в марте.
Потенциальный интерес к приобретению акций airBaltic высказали Литва и Эстония. Министр сообщения Каспарс Бришкенс признал, что об этом велись неформальные переговоры: «Это показывает, что соседи оценивают не только показатели авиакомпании, но ее роль в укреплении в вопросе сообщения в Балтии. (..) У них будут все возможности участвовать в этом процессе. Положительные сигналы со стороны соседей позволяют нам двигаться в этом направлении».
Гаусс тоже рассказал, что в последние недели встречался с ответственными министрами Литвы и Эстонии. Обсуждалась роль авиакомпании в регионе, интересы Литвы и Эстонии в отрасли авиации и планы о выходе airBaltic на биржу.