Рано утром 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз, нанеся массированный удар по военным и стратегическим объектам и многим городам. Так началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей, и в которой СССР потерял около 27 миллионов человек, но смог выстоять.
Если спросить любого гражданина «среднего возраста», не говоря уже о ветеранах, с какой песней он ассоциирует дату начала Великой Отечественной войны, то ответ будет однозначен – «Двадцать второго июня…». А если этого же гражданина спросить, кто и когда написал эту песню, да еще и фамилию первого исполнителя, то в ответом будет гробовое молчание. Но нет вины в этом никого, потому что правда о песне «Двадцать второго июня…» была долгие годы «спрятана», если можно выразиться таким образом, да и названия у нее вроде как и нет.
Но авторы у этой песни есть, и первый исполнитель, да и «родное» название – «Прощальная».
Уже неделю шли бои, как на границе, так и на «Линии Сталина», старой границы до сентября 1939-го. Уже не только высшему руководству страны стало понятно, что война будет затяжной и кровопролитной, но и каждому советскому гражданину. Уже «Священная война», как гимн стойкости и отваги, заполнила эфир, как вдруг, 29 июня 1941-го из репродукторов раздались известные ныне слова, на, не менее известный мотив:
(отрывок)
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Кончилось мирное время,
Нам распрощаться пора,
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе навсегда.
И ты смотри,
Чувством моим не шути,
Выйди, подруга, к поезду друга,
Друга на фронт проводи.
Дрогнет состав эшелона,
Поезд помчится стрелой,
Я из вагона — ты мне с перрона
Грустно помашешь рукой.
Пройдут года,
И снова я встречу тебя,
Ты улыбнёшься,
К сердцу прижмёшься,
Я расцелую тебя.
В одном из политдонесений Юго-Западного фронта сообщалось, что: «…красноармеец Н. И. Немчинов из ансамбля песни и пляски Киевского особого военного округа перед бойцами, убывающими на фронт на киевском вокзале 29 июня с.г. исполнил новую песню Е. Петерсбургского «Прощальная», которую командиры и бойцы встретили с воодушевлением, просили переписать слова, а исполнять они ее будут на позициях уже сами, так как мотив ее им знакомый…».
Долгое время считалось, что военный хит сочинил народ, - даже в песенниках «Прощальную» подписывали народной. И лишь в 2003 году удалось установить: эти строки сложил Борис Ковынев.
В первый же день войны, поэт Борис Ковынев написал стихотворение «Двадцать второго июня» и опубликовал его в газете Юго-Западного фронта. Со временем он забыл об этом, а когда в 1943-м пришел к редактору литературно-художественного альманаха «Поэзия» Сергею Павловичу Красикову и показал вырезку со своим стихотворением, подписанным его же фамилией, и попросил сравнить с песней, ему было отказано в авторском праве, поскольку песня уже тогда считалась народной. Так и объявлялась – песня «Двадцать второе июня», музыка и слова народные...
А ведь имя Бориса Константиновича Ковынева было очень известно до войны. Его сборники стихов рекомендовал к печати сам Горький. Знаменитый «Авиамарш», ставший гимном пацанов, мечтавших быть «сталинскими соколами» был написан именно Ковыневым:
Там, где пехота не пройдет
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползет,
Там пролетит стальная птица…
Также он автор стихов к песням, ставшими легендами - «По долинам и по взгорьям», «Песни о встречном», «Называют меня некрасивою» и других.
К сожалению, по своей скромности, Ковынев (настоящая фамилия Ковань) никогда не претендовал на авторство песни и тайну эту унес в 1970-м с собой в могилу. Похоронен он на Ваганьковском кладбище Москвы.
И в час предзакатный опять и опять
В душе афоризм шевелится:
В обычаях мира — сначала распять,
Потом — на распятье молиться…
И эти провидческие поэтические строки тоже принадлежат перу Бориса Ковынева…