Жалобы на низкие зарплаты, пенсии, наличие инвалидности, грабительские тарифы и высокие налоги уже давно не служат оправданием для неуплаты по счетам за квартиру. Для лиц, официально признанных самоуправлениями малоимущими, существует система социальной помощи, которая включает в себя и оплату части коммунальных платежей.
Всегда есть и другой вариант - продать квартиру и переселиться в более дешевую жилплощадь в менее престижном районе. Но некоторые квартировладельцы считают, что их собственность священна, неприкосновенна и никто выселить их права не имеет. Как бы не так! Если их имущество закреплено в Земельной книге, то оно может быть обращено на погашение любых долгов (не обязательно коммунальных).
Нередки истории, когда люди лишаются своего, казалось бы, собственного жилья, взяв кредит или став поручителем по кредиту.
Механизм здесь уже хорошо отлажен. Это в России судебные приставы забирают телевизоры и компьютеры в счет погашения долга. У нас все проще. Если человек не в состоянии вернуть долг, кредитор обращается с иском в суд. Если суд признает, что с должника надо взыскать долг в принудительном порядке, то выдается исполнительный лист.
Это решение о взыскании денег, на основании которого будет действовать судебный исполнитель. И он вправе оценить, какие меры по принудительному взысканию будут в конкретной ситуации самыми целесообразными: наложить арест на банковские счета, удерживать деньги с заработной платы или продавать имущество.
Что конкретно предпринимать, решать ему самому. Так определил Гражданско-процессуальный закон ЛР. И уже бывали случаи, когда квартира выставлялась на аукцион по продаже из-за долга в 50 евро. Здесь рискуют оказаться на улице в первую очередь лица, получающие маленькую зарплату или пенсию. А продажей подержанной бытовой техники судебный исполнитель заниматься не будет, ведь квартира - куда более ликвидный вариант.
Злостные неплательщики
Аукционы по продаже квартир в Латвии - достаточно распространенное явление. Но вот домоуправления, в отличие от других кредиторов, не так часто подают иски в суд и стараются прежде всего договориться с неплательщиком.
К тому же если долги превышают несколько тысяч евро, то после уплаты издержек судебного исполнителя может оказаться, что доход от продажи жилплощади с аукциона (а цена имущества здесь далеко не рыночная) не покроет весь долг и он будет продолжать висеть на выселенном собственнике.
Обычно столь существенные долги возникают, когда собственник или его наследник принципиально не платят по счетам.
В этой связи весьма показательна история правозащитника Владимира Богданова, который скончался в 2016 году. Он был, наверное, единственным человеком в Латвии, который отказался принимать статус негражданина и проживал по паспорту СССР. Еще в 1995 году он стал требовать от домоуправления обоснования повышения квартплаты и стоимости коммунальных услуг, принципиально отказываясь без этого платить по повышенным тарифам.
В 2002 году суд принял решение выселить семью Богдановых за долги. Но оказалось, что все не так просто. Попытки выселения вызвали протесты, сам правозащитник объявил голодовку, голодал более полутора месяцев и потерял здоровье. Но в 2015 году жилплощади он все-таки лишился.
Нередки случаи, когда в квартире умирает одинокая старушка, а наследники долгое время не объявляются. Приходится самим домоуправам их разыскивать. Долги тем временем растут. И переговоры о наследстве могут тянуться годами.
Но обремененная долгами недвижимость далеко не всегда является лакомым кусочком для потенциальных новых владельцев. К тому же некоторое время назад была утверждена законодательная норма о том, что новый владелец квартиры обязан погасить все долги по коммунальным платежам.
У приватизированных квартир нет определенного порога долга по коммунальным платежам, когда может последовать обращение в суд. Почти во всех домоуправлениях при неуплате уже в следующем месяце на долг начисляются пени. Но сумма штрафных санкций, согласно закону, не может превышать 100% от суммы долга.
Домоуправ высылает уведомление с предложением вступить в переговоры, разработать график погашения задолженности. Иногда в случае уплаты в определенный срок могут простить пени. Главное для должника - не уклоняться от переговоров, чтобы не лишиться квартиры. К тому же коммунальные долги не имеют срока давности, никто их не спишет. Ведь в многоэтажном доме если один собственник не платит за поставленную воду или тепло, то проблемы могут начаться у всех жильцов.
Но запрещается отключать ему в квартире воду, электричество, отопление, а также вывешивать списки должников для всеобщего доступа. Закон о защите данных физических лиц гласит, что данные человека можно распространять, чтобы достичь правовой цели, только в таком объеме и виде, который необходим для достижения этой правовой цели. А списком, вывешенным в подъезде, могут воспользоваться злоумышленники.
Три месяца - и на улицу
Если же должник проживает в социальной или неприватизированной квартире, собственником которой является самоуправление, то здесь все проще. Согласно статье 282 Закона о найме жилого помещения, нанимателя можно выселить, если он не платит за наем или не оплачивает коммунальные платежи более трех месяцев.
И здесь достаточно задолжать 200-300 евро. Никакого решения суда здесь не требуется. При этом он отправляется прямиком на улицу. Но вот за взятые займы и иные долги никто его не выгонит, так как жилплощадь ему не принадлежит.
Закон здесь предполагает некоторое послабление для семей с несовершеннолетними детьми, которым в трехмесячный срок после решения суда должно быть предоставлено другое жилье. А вот статус «пенсионер» подобной льготы не предполагает. Если только он считается малоимущим, то после выселения может встать в очередь на получение социального жилья. И когда он может на него претендовать, то выселяемый вправе попросить суд отложить решение о выселении до предоставления жилплощади от самоуправления. Обычно этот срок составляет один год.
P. S. Когда-то жители СССР дружно потешались над прописанным в конституции правом гражданина на жилплощадь, считая это определение слишком аморфным. В латвийской Сатверсме, равно как в основных законах других государств, такого права нет. Вот и получается, что люди, лишаясь квартиры, оказываются на улице без кола и двора. Им остается только ночевать в ночлежке, пополняя внушительную армию бомжей.
Александр ФЕДОТОВ