Я годами призываю: может быть, пора? Сколько лет мы уже независимы! Ну в первые годы нельзя было — я помню, были дебаты: нельзя дать избирателям право выбирать президента, потому что выберут Раймонда Паулса! Это было «кошмар, этого нельзя допустить» — не допустили. Но сейчас-то? Вот этого я не понимаю, не принимаю и продолжаю призывать: давайте, меняйте систему, давайте, чтобы граждане выбирали президента и они определяли, кто же достоин, кто звезда, а кто, может быть, не очень», — заявил журналист Пайдерс.
Как так получилось, что в Латвии в год президентских выборов не нашлось других кандидатов на пост главы государства, кроме судьи Суда ЕС, автора преамбулы к Сатверсме Эгила Левитса — да и тот заявил, что будет баллотироваться, только если его гарантированно поддержит коалиция? До сих пор о своей готовности его выдвинуть заявило лишь Национальное объединение, прозвучало в передаче LTV Rīta panorāma (не отрицают такой возможности и НКП и премьерское «Новое Единство»).
Более того: официально к нему никто еще не обращался, сообщил Левитс. А президент Вейонис призвал проверить, кто финансирует предвыборную кампанию Левитса.
Лигита Ковтун, член правления общества Par izcilu Valsts prezidentu («За выдающегося президента Латвии»), рассказала, что именно эта организация призывала Левитса согласиться выдвинуть свою кандидатуру на пост президента:
«Это группа единомышленников, как вы видели по подписям под нашим воззванием, это группа единомышленников видные и менее видные (как я, например!) люди из латвийского общества. Там есть и дипломаты, писатели и поэты, бизнесмены. Сейчас уже число тех, кто подписал петицию, приближается к тысяче».
Почему выбор пал именно на Эгила Левитса? По словам Ковтун, нет сомнений, что этот кандидат пришел с огромным богатым багажом того, что он уже сделал. И последним акцентом было издание в Риге его книги «Воля к государственности».
Лигита Ковтун по роду деятельности, как журналист, изучающий издания латышской диаспоры, знакома с Левитсом уже давно, много лично общалась с ним.
На вопрос Русского вещания LTV7, почему ее организация, которая, судя по названию, стремится дать Латвии достойнейшего кандидата в президенты, не предложила общественности обсудить несколько кандидатов, Ковтун ответила, что пусть предлагают другие организации, ее единомышленники не против, они будут рады дискуссии.
«В данной ситуации проблема не в том, что какая-то часть общества хвалит Эгила Левитса. Он, несомненно, яркий человек, и очень знающий человек, а также сильный кандидат. Проблема заключается в том, что в воззвании и вообще в публичном дискурсе нет ни слова о том, а что, собственно, г-н Левитс указал нам в качестве путей развития нашей страны. О чем речь? Где эта политическая дискуссия?
Если говорить о кандидате на высший политический пост, то я хочу знать, что он предлагает. А это сейчас отходит на второй план. Дагмара Бейтнере и другие говорят: как мы рады, как мы рады, хлопают в ладоши и говорят, нам другого не нужно, — но все-таки, если мы говорим о президенте, нужно помнить, что Эгил Левитс крайне консервативен.
Если есть другие варианты — давайте об этом говорить. И тогда, кстати, независимо от того, как он избирается, в марте голосуют или за него, или за другого кандидата. Вот это, мне кажется, нормальная политическая дискуссия», — сказал политолог Юрис Розенвальд.