Жительница Вецмилгрависа Кристина этот запах почувствовала в первый раз около недели назад, когда оказалась возле детского сада.
“Я пришла в садик за ребенком, и выйдя из машины почувствовала сильный неприятный запах, было трудно дышать, запах был такой, как будто ты находишься рядом с железнодорожными путями, пахло какой-то жжённой древесиной”, - рассказывает она.
Кристина выяснила, что Государственная служба охраны среды уже в курсе по поводу запаха в Вецмилгрависе. Источник его, скорее всего, креозот - вещество для обработки древесины. И не смотря на то, что содержание креозота токсично и это вещество запрещено во многих странах Европы, в Латвии его продолжают применять, например, в строительстве железной дороги.
Ведущий специалист Латвийского государственного Кокнесского института химии Ингеборга Андерсоне поясняет, что уже неоднократно звучало предложение - креозот не использовать, но это решение всегда откладывалось. Однако существует тенденция к снижению его использования, поэтому, скорее всего, вещество все же запретят.
Кристина считает, что с запретом креозота в Латвии следует поторопится, потому что он может спровоцировать проблемы со здоровьем, как у детей, так и у взрослых.
Неприятный запах исходит от “Riga Nordik Terminal”. На территории предприятия складирована древесина, выкрашенная в синий, зеленый и коричневый цвета. И коричневый цвет ей придаёт именно креозот.
Другой житель Вецмилгрависа Ейро рассказывает, что запах, похожий на запах бензина или мазута, можно почувствовать каждый раз, когда дует ветер. Пенсионерка Лариса заметила, что он чувствуется именно по вечерам, когда она открывает окна, выходящие в сторону предприятия.
В терминале работает много предприятий, которые занимаются экспортом пиломатериалов. И их работники отрицают, что аромат может быть невыносимым. Его здесь зовут местным “chanel”. Одна из работниц рассказывает, что живет поблизости, но никогда не ощущала этого запаха дома. Признается также, что с этим ничего не поделаешь, потому что есть много заказов, которые нельзя осуществлять в Европе.
Руководство “Riga Nordik terminal” от комментариев отказалось, но в телефонном разговоре сообщили, что на территории уже не хранятся обработанные креозотом материалы. Их нет уже около полутора месяцев, о чем они рассказали в официальном письме Департаменту охраны среды.
«Очень легко объяснить: машины проезжают по этой главной улице, которая находится между нами и домом, машины не закрыты брезентом, запахи этих материалов, обработанных креозотом, впитываются, машина едет на другие перевалочные пункты, люди сразу считают, что запах исходит от нас», - объясняет представитель “Riga Nordik Terminal” Юрис Домбровскис.
Департамент защиты среды старается решить проблему в корне и для начала отправил своих представителей в Болдераю, где происходит обработка материалов креозотом. Но инспекторов не пустили, поэтому было заведено два дела об административных нарушениях и ожидается решение суда, для того, чтобы на территорию можно было попасть. В Вецмилгрависе тоже на территории SIA “Rīgas Universālais terināls” 10 сентября произвели замеры. И обнаружили превышение показателей.
“За последние два месяца мы получили 88 сообщений о запахе, только в одном случае был обнаружен неприятный запах или запах был идентифицирован как тревожный. При этом Государственная служба охраны среды еще не предусмотрела меры, направленные на ограничение работы конкретных портовых терминалов каким-либо образом”, - объясняет представитель службы Калвис Авотиньш.
Департамент, однако, составил протокол о запахах и запросил разъяснения у предприятий.