Нужна ли Латвийской православной церкви независимость от Московского патриархата? При том, что сейчас она считается самоуправляемой, то есть де-факто независимой от Москвы. Никаких комментариев церковь пока не даёт. Обещают сделать это уже после принятий решения. Но вот деталь: на сайте Латвийской православной церкви 26 августа появилась появился призыв митрополита Александра ежедневно молиться о церкви: «Утверди и сохрани Св. Твою Православную Церковь в единстве, защити от нестроений, от нападений и расколов».
Помогут ли церкви сохранить нынешний статус молитвы? Скорее всего нет. Депутаты Сейма настроены принять законопроект быстро и решительно. «Сегодня у нас была встреча всех руководителей фракций, представляющих свои партии в Сейме Латвии. Я на этом заседании был. Все фракции говорили о том, что они поддержат это на рассмотрении в один день, в четверг. Самое главное, что, когда законопроект писался, у них были дискуссии с руководством православной церкви Латвии», — рассказал депутат Сейма Айнарс Латковскис.
По его словам, срочность связана с тем, что принимать это решение за неделю до выборов было бы неправильно.
А правильно ли вообще это решение? Этот вопрос мы задали экспертам в области теологии и юриспруденции. Известно, что 99-я статья Сатверсме гласит — каждый имеет право на свободу мысли, совести и религиозных убеждений. Церковь отделена от государства.
«В этом предложении, которое сейчас президент предлагает парламенту Сейма вопрос касается напрямую только структуры. Предложение такое, что церковь не находится под патриархатом Московской православной церкви. Это ключевой вопрос. И это не способствует и никаким образом не связано напрямую с вероисповеданием», — отметил юрист Лаурис Лиепа. По его мнению, законопроект не нарушает Сатверсме.
Но вот теолог Никита Андреев считает, что автокефалия — это пока что лишь политическое заявление президента. А канонического права выдавать автокефалию у президента нет. «Это всё должно исходить от православной церкви. В этом вся непонятная ситуация. Как бы этот процесс не происходил, его должны инициировать само руководство Латвийской православной церкви. Они должны вначале договориться каким-то образом с Москвой, что они собираются выйти, и договориться с Константинополем, например, о том, что им, как и в случае Украины выдадут документ, постановление о том, что они теперь будут автокефальной, независимой православной церковью», — считает Никита Андреев.
И, хоть позиция церкви точно неизвестна, теолог предполагает, что менять там ничего не хотят. «Я думаю, что им хотелось бы демонстрировать свою лояльность Латвии, но при этом оставаться в том статусе, в котором они находятся сейчас. Они являются автономной церковью в составе Московского патриархата. Им нужно было бы много чего менять, руководство своё перетряхивать. Если Латвийская православная церковь в каком-то единоличном порядке уйдёт из Московского патриархата, они на какое-то время потеряют свой канонический статус. Правовой статус в церковном понимании. Они на какой-то момент станут раскольниками», — сказал Никита Андреев.
Если смотреть на соседнюю Эстонию, там действуют Эстонская православная церковь Московского патриархата и Эстонская апостольская православная церковь Константинопольского патриархата. Разделение церкви там произошло в самом начале 1990-х.