Еще в декабре прошлого года правительство решило запретить продажу алкоголя в выходные и праздничные дни, чтобы уменьшить распространение ковида. Результат был прямо противоположным – ковид радостно потер руки, потому что ему дали возможность распространяться еще сильнее – по пятницам шел панический «штурм» магазинов, люди старались закупиться горячительным, покупали больше, чем нужно, и пили тоже больше, чем выпили бы, если бы запрета не было. Если не хватало, шли искать алкоголь к соседям или на «точку», пренебрегая соблюдением социальной дистанции. Этим Минздрав убил сразу двух зайцев – помог распространению ковида и повысил потребление алкоголя. Хорошо, что через две недели правительство опомнилось и отменило идиотский запрет.
Но нет покоя в подлунном мире. Вот новая идея о сокращении времени работы алкомагазинов, которая на этот раз обосновывается уже не ковидом, а огромным потреблением алкоголя в стране. При этом пандемия продолжается, поэтому механизм будет тем же самым, что и в декабре – чем меньше времени отведено на приобретение алкогольных напитков, тем плотнее будет толкучка в магазине - и выше будет риск распространения вируса.
Вряд ли можно добиться снижения употребления алкоголя, ограничив время работы магазинов. Свято место пусто не бывает, и те, кто решат, что им не хватило, а магазины уже закрыты, пойдут к соседям, к друзьям или на «точку».
Латыши пили, пьют и будут пить. В 2019 году один житель Латвии в среднем выпивал 12,9 литров абсолютного алкоголя. Хотя латыши в этом плане не особенно выделяются на фоне Европы: в Литве, Чехии, Германии, Ирландии пьют еще больше. Есть страны, которые ненамного отстают – Болгария, Франция, Румыния. Где-то пьют от хорошей жизни и радости. Но Латвия, к сожалению, больше похожа на то место, где множество людей тонет в депрессии из-за маленьких доходов, из-за нехватки перспектив, из-за неуверенности в завтрашнем дне. И тогда алкоголь, который не решает проблем, помогает на мгновение о них забыть.
Правительству нужно думать о том, как сделать, чтобы жизнь людей стала богаче и радостнее, чтобы они не чувствовали себя лишними, чтобы могли заниматься спортом, наслаждаться концертами, театрами, путешествиями, кино, книгами. Если людям есть что делать, то алкоголь сам по себе становится лишним. Если людям будет что делать и уровень благосостояния повысится, сами магазины будут закрываться в восемь или даже в шесть без всяких запретов. Но пока что кажется, что людям делать нечего, а заодно нечего делать и Минздраву. Вот он и морщит лоб: а что бы еще такого запретить?
А нет ли у самого министерства здравоохранения алкогольной зависимости? Если не напрямую алкогольная, то зависимость от алкогольной темы. Эта тема сейчас подброшена политической элите, как псевдопроблема, соломенное чучело для отработки "повестки дня". Часть политиков теперь защищает «алконавтов», другие выступают как яростные борцы с алкоголем, даже в рамках одной партии видны диаметрально противоположные мнения. Но это жалкая войнушка на пустом месте.
А общее настроение общества: правительство продолжает давить людей все более высокими ценами, большими штрафами, бессмысленными запретами и ограничениями. Продажа алкоголя до восьми – это очередная абсурдная и бессмысленная идея, повышающая недоверие общества к государству".