Афганца Абдула Госпогранохрана задержала в марте этого года. Почему – версии сторон расходятся. Иммигрант заявляет, что приехал по спортивным причинам, а пограничники полагают, что было совершено правонарушение, и в качестве наказания посадили Абдула в Рижскую центральную тюрьму. После освобождения его перевели в центр размещения задержанных иностранцев в Муцениеки. Иммигрант заявляет, что хочет покинуть ЕС и вернуться в Афганистан.
"Моя мать очень больна, отец стар. Мать в больнице, дважды была в коме. Я единственный, кто может помочь семье. Пока я был в заключении в Латвии, я потерял в Афганистане свое предприятие – спортивный клуб", - рассказал Абдул.
Много недель назад мужчина попросил Госпогранохрану депортировать его обратно в Афганистан. Чиновники объяснили, что сейчас это сделать невозможно, потому что из-за коронавируса прервано авиасообщение по большинству направлений. А те две авиакомпании, которые могли бы отвезти Абдула в Афганистан с пересадками, отказались перевозить депортируемое лицо.
"Эти лица особенно отмечаются в списках пассажиров, им надо покупать особые билеты, и эти билеты надо согласовывать со службами безопасности соответствующих авиакомпаний, и только после получения их согласия мы можем купить такие билеты и планировать маршрут. Поэтому мы в известном смысле попали в тупик, потому что мы не получили согласия от этих компаний, а других альтернативных решений у нас нет", - говорит представитель Госпогранохраны Марек Хонявко.
Теперь Госпогранохрана ведет переговоры по поводу того, можно ли будет все же депортировать Абдула рейсами этих компаний, если с ним полетит конвой латвийских пограничников. Латвии это обойдется во много тысяч евро.
Аналогичные проблемы в Латвии возникли с высылкой нелегальных иммигрантов во Вьетнам, Грузию и даже Кубу.
"С приходом пандемии депортация стала очень-очень трудной. Если мы посмотрим на такие классические случаи, как Вьетнам, туда мы просто никого не можем выслать, потому что даже рейсов с пересадкой нет", - объяснил Хонявко.
А застрявший в Латвии афганец угрожает, что, если пограничники не найдут возможности скорее депортировать его в Афганистан, он совершит самоубийство прямо в центре в Муцениеки.
"Часто я говорю, что мне надо совершить самоубийство. Если у меня нет возможности вернуться в Афганистан, чтобы спасти погибающий бизнес и помочь семье, появляется чувство, что все резервы исчерпаны. Надо умирать. Мои резервы исчерпаны. Я не переживу, если мама умрет, пока я в Латвии. Тогда я и сам не вижу больше смысла в своей жизни", - говорит афганец.
Несмотря на эти угрозы, руководство центра в Муцениеки не видит признаков, которые бы указывали на то, что Абдула надо изолировать для его же безопасности.
Нелегальные иммигранты не в первый раз высказывают такие угрозы. Существует методология работы с такими людьми, в Муцениеки есть медики, которые могут провести переговоры.
Надежду афганцу дает тот факт, что теперь из аэропорта Рига открываются все больше направлений, так что можно начинать согласование с другими авиакомпаниями, которые еще не отказали.