Поправки, подготовленные при поддержке Минюста, подали депутаты от "Консервативных" Кришьянис Фелдманс, Эвита Залите-Гроса, Айнарс Башкис, Янис Бутанс и Иева Акуратере.
В течение 10 дней с момента, когда станет доступным заключение ответственной комиссии, эти депутаты имеют право ходатайствовать о том, чтобы законопроект, не поддержанный комиссией, все же был рассмотрен на заседании Сейма. С конца октября у них завершается срок полномочий, а в следующий Сейм "Консервативные" не попали.
Перед принятием решения депутат Айгарс Бикше ("Развитию/За!") на заседании комиссии в четверг задал вопрос, как закон будет относиться к тем, кто и участвовал в процессах, связанных с властью, так и сопротивлялся режиму, в частности, к Андрею Сахарову. Как Бикше, так и председатель комиссии Арвилс Ашераденс ("Новое единство") поинтересовались, как закон будет распространяться на художника Густава Клуциса.
Депутат Акуратере заявила, что присоединяется к мнению Бикше и считает, что законопроект необходим, но его следует уточнить. Очень важно ликвидировать названия, связанные с коммунистическим террором, подчеркнула она.
Вместе с тем Акуратере отметила, что в ходе принятия закона нельзя прибегать к "охоте на ведьм", чтобы мы сами не ликвидировали собственную культуру. Она пояснила, что знает примеры талантливых людей, живших в советское время, которым нужно было решиться, заниматься ли любимым делом. Если бы они при СССР не писали стихов, то и не внесли бы вклад в латышскую культуру, обратила внимание Акуратере.
Поэтому законопроектом должно быть предусмотрено участие историков искусства в решении данных вопросов, заметила депутат.
Депутат Эвия Папуле ("Развитию/За!") спросила, предусматривают ли поправки пересмотр отношения к латышской литературе и каким будет отношение закона к Андрею Упиту, Мирдзе Кемпе, Леону Паэгле, Линарду Лайцену и другим писателям и поэтам.
Представители подателей поправок пояснили, что в Латвии есть профессионалы, которые и дадут свое заключение по данным вопросам. Критерии установлены законом, определяющим, что решение принимает самоуправление.
Один из сторонников поправок Дидзис Шенбергс обратил внимание, что согласно законопроекту Кабмин сможет вводить исключения, например, в случаях, упомянутых Акуратере.
Ашераденс подчеркнул, что решения о том, какие именно названия должны быть переименованы, должны быть приняты на национальном уровне, чтобы не возникало ситуации, когда одна и та же личность по-разному оценивается в 43 самоуправлениях.
Представитель юридического бюро Сейма Лилита Вилсоне отметила, что законопроектом четко не определено, какое ответственное учреждение будет принимать решение об обязательной смене названия улиц или других объектов, а также обратила внимание, что самоуправления и без того имеют право переименовывать улицы и делают это на практике.
Сейм должен изначально договориться о том, какова цель законопроекта, чтобы можно было работать над дальнейшим продвижением этих изменений, а также нужна ясность, во сколько государству и самоуправлениям обойдется изменение адресов, пояснила юрист.
После решения большинством комиссии не продвигать законопроект на дальнейшее рассмотрение, общество Publiskās atmiņas centrs распространило заявление с осуждением действий комиссии.
"Потакание вседозволенности при игнорировании обязанности осуждения коммунистического тоталитарного режима, установленной Конституцией Латвийской Республики, может способствовать радикализации общественных групп и росту рисков для безопасности во время российско-украинской войны в отдельных самоуправлениях, в частности, в Даугавпилсе", - говорится в заявлении.