Всеми желающими съездить в Чернобыльскую зону движет интерес к чему-то необычному. Кто-то хочет просто посмотреть на заброшенный город Припять, а чье-то любопытство подогревают фильмы и игры.
“Очень много среди туристов тех, кто играет в S.T.A.L.K.E.R. Действие там происходит в Чернобыле, все карты — по сути, калька с карт зоны отчуждения. Поэтому они и хотят посмотреть, что представляет собой зона в реальности, могут даже частично повторить сюжет игры. Доходит до того, что задают вопросы: можно ли взять с собой прибамбасы с игры, ружье (хотя бы воздушное), костюм надеть” - комментирует один из организаторов турпоездки.
Некоторых зона разочаровывает. Чаще всего это молодежь. В играх они мутантов у каждого столба убивали, приехали сюда, чтобы их увидеть, а никого нет… Конечно, слышим претензии: «Я вам денег заплатил, а ни одного мутанта не увидел». Таких людей — два-три на каждую сотню туристов.
Вообще, многие фирмы в России позиционируют эти туры как экстремальный туризм, хотя это не совсем правильно. Смысл посещения Чернобыльской зоны — не мутантов увидеть и испугаться, а понять, своей кожей ощутить, что может сделать так называемый «мирный атом», если человеческая рука не сможет им нормально управлять.
Впрочем, сейчас в зоне довольно безопасно. Если там не жить постоянно, не питаться с земли, не лезть на деревья и не облизывать всякие железяки, все будет в порядке. Уровень радиации, который человек получает там за день, — примерно как если вы на флюорографию сходите.
Благодаря интернету иностранные группы хорошо представляют, что они увидят в зоне.
Конечно, никто всерьез не ожидает встретить медведя с двумя головами. Приезжают, во-первых, те, кто хотят своими глазами увидеть последствия крупнейшей с истории ядерной катастрофы, посмотреть, что же сейчас происходит на станции. Во-вторых, люди, желающие вернуться на 30 лет назад, посмотреть, как жили люди тогда. Ну и, наконец, те, чья цель — просто поставить галочку, сказать: «Я здесь был», показать друзьям и родственникам фотографии на фоне саркофага.Туристы все похожи друг на друга. Почти каждая группа спрашивает меня, как я себя чувствую после того, как десять лет вожу экскурсии по зоне.
“Лихорадочная дрожь пробирала еще в самом начале поездки, я свалила все на холодную погоду. Но когда проехали знак «Граница зоны отчуждения» — тут уже и до истерики было недалеко. К счастью, приехали сначала в Чернобыль. Про него пишут, что это «город-призрак», но это совсем не так. Едешь по главной улице — люди тебе с балконов машут, подъезжаешь к ЧАЭС — вокруг рабочие ходят, здороваются. В Чернобыле людей несколько тысяч — тех, кто работает вахтовым методом, новый саркофаг строят.
Где действительно никого нет — Припять и деревни. Зашли в Припяти в детский сад: игрушки, кроватки, коляски. Как-то не по себе стало от мысли, что дети, которые всем этим пользовались, сейчас уже старше меня. В целом ощущения двойственные — и грустно, и интересно.” - поделилась своими эмоциями туристка.
Посещение зоны отчуждения по закону разрешено только с 18 лет. Туроператоры рассказывают, что после сериала «Чернобыль. Зона отчуждения» появилось много подростков 14–16 лет, желающих съездить в зону. Но всем им пришлось отказать.