"Предлагаем вам, читатели, ответить на вопрос, сколько по-вашему, стоит одна одноцветная футболка, купленная оптом? Оптовые цены на футболки, судя по латвийским сайтам в Интернете, составляют 3,5 евро за штуку. В супермаркетах во время акций можно купить однотонные футболки чуть дешевле двух евро за штуку. Футболка с вышивкой или рисунком обойдётся между 6 и 10 евро, а цена на брендовые футболки будут как минимум вдвое выше" - пишет Юрис Пайдерс в "Неаткарига".
"Какова оптовая цена одной футболки из хлопка на индийской фабрике?
При покупке футболки на фабрике в Индии не трудно найти такие, которые оптом будут стоить всего 20 рупий за килограмм. Один евро равен 71 рупии, и, так как одна футболка большого (L) размера в среднем весит 135 граммов, то получается, что оптовая цена футболок, если покупать их с завода в Индии составляет 28 евроцентов за килограмм или 4 евроцента за одну футболку.
Приобретая в латвийском супермаркете одноцветную футболку за два евро, вы платите 4 евроцента индийскому производителю, остальное - за транспорт и логистику, складские услуги, экспортные и импортные пошлины, расходов и прибыль торговцев, и, конечно же, вездесущий НДС.
Пример с футболкой объясняет, почему при переносе даже очень больших производств из богатых стран в менее развитые страны, богатые страны не становятся беднее, а бедные страны все больше отстают от развитых стран. К тому же, довольно долгое время перенос производства в Китай и другие страны Азии был логичным способом увеличения прибыли компаний из США и западной Европы.
Если бы из Индии импортировали только хлопчатобумажные нити, а футболки производили в США, стоимость одной футболки составила бы даже больше 50 евроцентов.
При переносе производств в Индию и Китай разница между оптовой ценой и закупочной ценой от производителя в США стала прибылью предпринимателя. Долгое время перенос производств удовлетворял всех. В Китае рос экспорт, росла занятость, США и западная Европа смогли освободиться от самых грязных производств. Однако этот процесс уже достиг завершающей стадии. И в США, и в Европе наблюдается зависимость от поставок продукции китайского производства. Пользуясь этим, китайские производители, получая все большее влияние, постепенно могут увеличивать свою добавленную стоимость.
Китай (и любая страна-производитель) не заинтересован в том, чтобы дёшево продавать примитивные однотонные футболки, чтобы их затем обрабатывали и по гораздо большей цене продавали потребителям в других странах, он заинтересован в том, чтобы поставлять в США товар более высокого уровня — футболки с изображениями, вышивкой и надписями, оптовые цены на которые куда выше.
При переходе на такие отношения, часть добавочной стоимости, которая до сих пор создавалась и оставалась на территории США, медленно перетекает в Китай.
В утекании добавочной стоимости с территории США в Китай средний предприниматель и рабочий из США чувствует угрозу своей работе, своему бизнесу.
Избиратель США из Алабамы или Иллинойса решил голосовать за Трампа не потому, что была задействована выдуманная политическими клоунами от демократов «постправда», а потому, Дональд Трамп предложил решение настоящих вопросов, вызывающий тревогу у народа в США.
Среднему владельцу бизнеса США совершенно все равно, продолжит или прекратит Россия бомбардировки позиций повстанцев в Сирии. Это, возможно, беспокоит университетских интеллектуалов на восточном побережье США. В противоположность этому, экономическое влияние Китая и его растущая мощь уже ощущается даже в средней части США.
Трамп убедил своих сторонников в том, что он понимает потребности бизнеса в США и будет добиваться выгодного для Америки решения.
Американский бизнес ждёт от Трампа не прославления свободного рынка, а сильного протекционизма в отношении интересов американского бизнеса. США должны прекратить политику невыгодной глобализации. Если Китай хочет увеличить добавочную стоимость своей экспортной продукции, то от Китая потребуют в том же объёме закупать товары с высокой добавочной стоимостью из США. Если Китай не пойдет на уступки, то США начнут поддерживать их врагов (например, Тайвань, с правительством которого общался Трамп). США также могут начать политику замещения импорта из Китая импортом товаров из других стран. Место Китая могут занять Индия, Вьетнам, Индонезия и другие страны, которые только будут рады продавать футболки за 4 евроцента.
Однако, если намечается конфликт с Китаем, то США необходимо высвободить ресурсы и прекратить менее важные для них конфликты, в том числе — с Россией. Здесь нет никаких сантиментов или уз дружбы. Только бизнес. Правда, такой поворот несомненно повлияет на Латвию."