Высказывания Лембергса не остались незамеченными и людьми в Латвии, вызвав в социальных сетях настоящую бурю негодования. Свои мнения высказывали даже высокопоставленные должностные лица. Экс-министр обороны Артис Пабрикс в Твиттере осудил высказывания Лембергса, задав риторический вопрос: действительно ли в Вентспилсе кто-то хочет последовать примеру Донецка, требовать независимости и присоединиться к России.
Нынешний министр обороны Раймондс Вейонис от упреков в тихой ответной реакции прячется за визитом в Турцию и ранее выраженным желанием не вмешиваться в эти высказывания. Несмотря на упреки в его адрес со стороны общества в том, что в этом случае невмешательство, скорее, звучит как «мне все равно» и «оставьте меня в покое».
Известные в обществе люди выражают обеспокоенность, что в новостях главного телеканала Кремля самый популярный политик «Союза зеленых и крестьян» (СЗК) Лембергс рассказывает, что НАТО угрожает Европе и России, и советуют обсудить в коалиции исключение партии «Для Вентспилса и Латвии» из СЗК.
Нужно добавить, что именно в эти дни в Латвии гостят три сенатора Конгресса США, один из которых — Джон Маккейн — в интервью латвийским СМИ отметил, что слабый ответ западных стран на действия России на Украине может привести «к еще более худшим вещам». На вопрос о том, не говорит ли нынешняя ситуация, что Западный мир не готов к серьезным жертвам и реальным экономическим санкциям, чтобы остановить российскую агрессию на Украине, Маккейн ответил: «Я очень озабочен этим. Ответ [западных стран] был очень и очень слабым. Его точно нельзя рассматривать как сильное давление на [президента России] Владимира Путина».
Депутат Европарламента (ЕП) от Польши, член комиссии по иностранных делам и бывший вице-президент ЕП Яцек Сариуш-Вольский предположил, что после присоединения территорий Украины Россия возьмется за Латвию. «В понимании Евросоюза главным адресатом агрессии России является Украина, но не одна она. Речь идет о восстановлении империи такой, какой когда-то был Советский Союз. То есть речь идет о включении территорий в сферу влияния России», — сказал европарламентарий украинскому телеканалу Espresso TV.
Комиссию Сейма по национальной безопасности обеспокоили сведения об проводимом Россией исследовании настроений жителей, проживающих вблизи восточной границы Латвии. Руководитель комиссии Валдис Затлерс сообщилTV3, что «зондирование» происходит тайно, и Россию, в основном, интересует отношение общества к отъему Крыма у Украины.
Еще больше поводов для беспокойства дали высказывания президента России Владимира Путина. Он неожиданно рассказал, что перед референдумом в Крыму тайно изучались общественные настроения на полуострове, и Россия в своих дальнейших действиях опиралась на результаты социологического опроса. «Факт в том, что они исследуют общественное мнение, наше медийное пространство, опрашивают людей, проезжающих через границу, задают конкретные вопросы — каково их отношение к аннексии Крыма, к российской политике, — они исследуют, как далеко можно зайти», — пояснил Затлерс.
Дружественен к России
Лембергс, хотя и обвиняется во взяточничестве и вымогательстве, подделке документов, легализации добытых преступным путем денег и в злоупотреблении служебным положением, сейчас является одним из богатейших людей в Латвии.
О временах смены власти Лембергс однажды сказал: «Тем, у кого была крупная собственность и кто надеялся, что сможет ее вернуть, было проще, а мне нужно было решать на какую сторону вставать — за восстановление независимости или сохранение СССР. Тем, кто в то время в жизни не пробился и кому нечего было терять, например, лаборантам или барабанщикам, было проще всех…».
Трудности в принятии решении у Лембергса определенно были: как-никак, по документам, оказавшимся в распоряжении Kompromat.lv, Лембергс в 1973 году, будучи еще студентом ЛГУ, был завербован в агенты Комитета государственной безопасности (КГБ) под псевдонимом «Петерис». 8 августа 1978 года Лембергс был исключен, учитывая вступление в «Латвийскую коммунистическую партию» (ЛКП) и последовавшее за этим устройство на работу инструктором Вентспилсского районного комитета ЛКП. Около 1987 года он был уже поставлен на учет офицеров запаса КГБ.
В этом контексте можно упомянуть слова мафиози из книги журналиста Стивена Хардельсона «Товарищи» о том, что у КГБ была очень важная роль в переброске моста от криминалитета старого режима к криминалитету посткоммунистического периода.
«5 января 1991 года третий отдел КГБ, занимавшийся военной контрразведкой, отправил телеграмму базам советской армии и военно-морским базам по всей стране. В телеграмме, которую в архивах комитета безопасности нашли российские следователи, были даны зашифрованные указания председателя КГБ об учреждении частных коммерческих фирм, которые будут продавать за рубеж военную технологию. Новые фирмы должны были стать надежным прикрытием руководителей КГБ и самых ценных оперативных работников. Они должны были обеспечивать финансовые средства для работы организации в подполье, если к власти придут «деструктивные элементы».
И в исследовании американского журнала Time Magazine упоминается, что «с 1989 по 1991 годы одной из главных задач КГБ было создание совместных предприятий с зарубежными странами. Официально они считались стимулом по изменению советской экономики. Неофициально это был путь как перекачивать государственные или партийные деньги на счета высокопоставленных членов партии и руководителей КГБ в офшорных зонах».
Лояльность Лембергса к России подтверждалась многократно. Он подчеркивал: «Знаю только русский язык и сыну говорю: если хочешь заниматься бизнесом, то можешь не знать других языков, а русский — обязательно нужно». Лембергс повторно советовал Латвии помолчать по украинскому вопросу и «не учить Россию». А вот недавние утверждения о том, что введение сил НАТО можно воспринимать как оккупацию чужой страны и приравнять к введению в 1940 году советских войск в Латвию с согласия тогдашнего руководителя страны Карлиса Улманиса.
Лембергс так же утверждает, что если произойдет введение натовских войск в Латвию, то это значит, что Латвия станет потенциальным полем боя между США и Россией. Это будет угрожать экономическим, социальным и оборонным интересам Латвии. Но, как в своей статье указал Оливерс Эвертс, «Господин Лембергс забыл или не захотел добавлять, что более 50 лет территория Латвии, против воли латвийцев, уже была потенциальным полем боя между НАТО и Варшавским пактом, так как здесь были размещены не только иностранные, т. е. советские войска, но и ядерное оружие (кстати, вблизи Вентспилса), что подвергло нас еще более ужасному риску военного конфликта».
«К тому же в советской армии до звания офицера дослужился и сам Лембергс и неизвестно, считал ли в то время, что советские войска угрожали «экономическим, социальным и оборонным интересам Латвии». И о протестах члена номенклатуры КПСС Лембергса против советского ядерного оружия на территории Латвии в советские годы ничего не было слышно», — указывает Эвертс.