Россельхознадзор запретил ввоз живых свиней и свиноводческой продукции из всех 28 стран ЕС из-за вспышки африканской чумы свиней в Литве и Польше еще до украинского кризиса, поэтому в ответное эмбарго РФ на европейские санкции свинина не попала. В августе 2016 года Третейская группа ВТО признала этот запрет незаконным, так как по стандартам Международного бюро эпизоотии ограничения могут вводиться именно для тех хозяйств и стран, где обнаружена болезнь. 6 декабря Россельхознадзор снял запрет на ввоз свинины из всех стран ЕС, даже Литвы, Латвии, Польши и Эстонии, где АЧС еще буйствует.
Но, признав незаконность санитарного барьера, Россия не пошла на открытие рынка: свинину просто записали в перечень продукции, импорт которой запрещен в ответ на европейские «украинские» санкции. ЕС расценивает этот шаг как несоблюдение решения ВТО и поэтому 3 января 2018 года, как ожидается, направит в ВТО просьбу ввести в отношении России торговые санкции на 1,39 млрд евро в год (именно на эту сумму было поставлено свинины из ЕС в РФ в 2013 году).
«Речь идет не о каком-то «штрафе», ВТО штрафы не налагает, скорее всего ЕС будет просить ограничить на какой-то срок режим наибольшего благоприятствования для РФ, что в итоге и может привести к финансовым потерям во внешней торговле», – пояснил «НГ» профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.
Немецкое издание DW считает, что именно из-за того, что свинина попала под широкомасштабный политический запрет на импорт иностранных продуктов питания из ЕС, опасаться каких-то штрафных мер не приходится, так как ВТО всеми силами старается не вмешиваться в такие дела, как санкции и контрсанкции.
«Свиное дело» стало еще одним случаем, когда страна – член ВТО применила политический зонтик в своих интересах. По мнению экспертов, это разрушает основы ВТО и вызывает вопросы о ее существовании в будущем или необходимости кардинальных реформ.
«ВТО лучше себя чувствует, когда занимается регулированием торговли, а не политикой», – говорил в интервью Интерфаксу директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. По его словам, многие страны считают, что назрела необходимость в «ремонте» ВТО. В частности, это касается процедуры разрешения споров. «Сейчас готовятся разные предложения в отношении того, каким образом эту реформу можно провести, – говорил Медведков. – Смысл ее в том, чтобы повысить эффективность разрешения споров – не только быстрее, а еще и надежнее. Проигравшая сторона должна выполнять решение, но главное – она должна быть убеждена в том, что решение принято честно».
«Свиное дело» показывает, что проигравшая сторона может честно признать поражение, но тут же применить политический маневр для достижения своей протекционистской цели. Кстати, именно Минсельхоз был ярым противником вступления в ВТО. А его протекционистские шаги даже находят поддержку в обществе.
«Основой для решения РФ установить эмбарго на импорт живых свиней, а также продуктов свиноводства из Евросоюза является санкционная война, которая была развязана консолидированным Западом в отношении России на волне событий вокруг Украины и Крыма. Сыграло свою роль и решение правительства РФ сделать ставку на национального товаропроизводителя. Под лозунгом «импортозамещения» власти фактически расчистили дорогу российским производителям, которые успешно начали занимать освободившиеся от импорта ниши в свиноводстве», – сказал «НГ» инвестиционный аналитик Global FX Сергей Костенко.
Эксперт считает, что в сложившейся ситуации ни иск ЕС в ВТО, ни какое-либо другое давление на Россию не приведет к обратному процессу. «Дав карт-бланш нашим аграриям, власти вряд ли пойдут на попятную, тем более российские производители в значительной мере удовлетворяют внутренний спрос на продукцию свинопроизводства, и возвращать на внутренний рынок их конкурентов было бы не только неразумно, но и политически ошибочно», – считает Костенко.
По поводу дальнейшей судьбы конфликта РФ и ЕС в ВТО эксперт считает, что власти РФ постараются его если не замять, то замотать. «Избрание Путина на пост президента только усилит стойкость российской позиции. Но если все-таки давление будет нарастать и правительство встанет перед дилеммой: пойти на попятную и подчиниться требованию ВТО и ЕС или сделать упор на национального товаропроизводителя, – то наиболее вероятной является ставка на собственные силы», – предполагает Костенко.
«Санкции-контрсанкции – это тупиковый вопрос, который механизмами ВТО решить нельзя, – говорит Алексей Портанский. – Обидно, что соглашение не было достигнуто, что правила не сработали и с ЕС не удалось договориться в рамках соблюдения международного экономического права».
В 2016 году в РФ впервые было произведено свинины больше, чем в 1991 году, – 3,4 млн т. Если до 2014 года страна импортировала 1,2 млн т, то, по оценкам экспертов, в нынешнем году – не более 340 тыс. т, если считать вместе со шпиком и субпродуктами.
«Наше свиноводство эффективно и конкурентоспособно. В рамках нулевой тарифной квоты можно завозить 430 тыс. т свинины, например из Бразилии, а импорт шпика и субпродуктов вообще не регулируется, – сказал «НГ» руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. – Специальные экономические меры, названные в народе контрсанкциями, свинину включали уже с 2014 года, в 2017-м этот список был дополнен живыми свиньями и субпродуктами. То есть ЕС уже с 2014 года мог бы обращаться в ВТО с жалобой на запрет импорта в РФ, причем не только свинины, но и других видов мяса, молока, фруктов и так далее, но почему-то не делал этого. Вероятно, потому, что мог бы натолкнуться на встречные иски по поводу антироссийских санкций, которые ввел первым».
В начале декабря Россельхознадзор формально отменил запрет на поставки свинины и свиноводческой продукции из ЕС, сообщил ТАСС со ссылкой на заявление официального представителя ведомства Юлии Мелано.
Таким образом, можно подвести предварительные итоги «свиной войны» российских агрохолдингов с Евросоюзом. В течение трех лет российские свиноводы были защищены от конкуренции с европейской продукцией и могли поддерживать внутри страны более высокие цены. Эти сверхдоходы агрохолдингов будут оплачены как рядовыми российскими гражданами, так и участниками торговли с Европой, которые потеряют около 1,6 млрд долл. ежегодно из-за вероятного повышения пошлин по решению структур ВТО.
ng.ru