В этот список, замечает журналист, также вошли шесть спецслужб, в том числе ФСБ, СВР и ГРУ. "Тем самым американцы дают понять, что не стремятся к активному сотрудничеству с русскими в деле борьбы с терроризмом".
Госдепартамент, поясняет Штайнер, исполняет тем самым подписанный Трампом 2 августа так называемый закон CAATS (Countering America's Adversaries through Sanctions Act, Закон о противодействии противникам США посредством санкций. - Прим. ред.). "29 января новый регламент вступит в силу, положив тем самым начало новой эре торговых ограничений".
Теперь запрет на сотрудничество и инвестиции для граждан США затронет и международные проекты, если доля участия в них российских компаний превышает 33%. Коснутся эти ограничения, в том числе, европейских проектов в Норвегии и Мексике, говорится в статье.
"Официальная реакция Москвы колеблется от осуждающего покачивания головой до демонстративного спокойствия. Теперь и иностранные компании будут взяты в заложники, съязвил замминистра иностранных дел Сергей Рябков". Против большинства предприятий оборонного сектора и так давно введены санкции, они уже успели приспособиться, заявил министр торговли РФ Денис Мантуров.
Однако среди самих компаний царят напряженность и настороженность, замечает журналист. "Беспокойством охвачены не только российские фирмы. Немецкий бизнес также напуган последствиями (новых санкций) и пока не торопится с инвестициями в РФ. Об этом свидетельствуют сентябрьские данные Германо-российской внешнеторговой палаты. (...) Более половины компаний ожидают, что решения Вашингтона затронут их прямым или косвенным образом, две трети опасаются серьезных потерь прибыли", - передает Die Welt.
"Наряду с оборонным сектором CAATS затрагивает целый ряд других отраслей, а именно, железнодорожные перевозки, транспортный, металлургический и горнодобывающий сектор, а также нефтегазовую промышленность", - повествует Штайнер.
Несомненно, США должны будут тщательно проверить, идет ли речь в случае каждой конкретной крупной сделки между Россией и иностранными партнерами о санкционном случае. В любом случае, продолжает автор, новые санкции резко негативно скажутся на "проекте по расширению газопровода Nord Stream, при помощи которого планируется вдвое увеличить объем экспортируемого в Германию и другие европейские страны российского газа", - пишет автор.
"Это выше моего понимания, почему вдруг некое стороннее государство может запретить то, что выгодно Европе", - заявил недавно в интервью Die Welt министр энергетики РФ Александр Новак. "Европейские страны должны быть заинтересованы в том, чтобы сохранить свой суверенитет и самостоятельные решения, касающиеся реализации коммерческих инвестиционных проектов на их территории", - подчеркнул российский министр.
Новак пояснил, что считает "недопущение конкуренции" основным мотивом, стоящим за американскими санкциями: "Они (санкции) направлены не против России, а против Европы, которая потеряет свой суверенитет и возможность самостоятельно выбирать энергетические проекты".
Еще более прямолинейно высказался Райнер Зеле, председатель Германо-российской внешнеторговой палаты, глава австрийской нефтегазовой компании OMV, которая планирует реализовывать проект "Газпрома" вместе с другими европейскими партнерами. "Nord Stream должен быть остановлен на полпути для того, чтобы европейцы были вынуждены покупать более дорогой американский сжиженный газ".
Ссылаясь на российское деловое издание "Ведомости", Штайнер пишет о том, что новые санкции - с российской точки зрения - "создают (...) гигантскую токсичную зону вокруг России, в значительной мере повышая для иностранных инвесторов риск сотрудничества с российскими компаниями, вовлеченными в международные проекты".
Страх распространяется и на рынок капитала, говорится в статье. "С возрастающей напряженностью финансовые инвесторы (...) пытаются понять, действительно ли в США вступит в силу запрет на инвестиции в российские гособлигации. (...) Этот запрет станет катастрофичным еще и потому, что многие иностранцы уже приобрели эти высокодоходные ценные бумаги". На фоне неясности того, как Россия отреагирует на эти меры, Вячеслав Смолянинов из финансовой компании BCS Prime в беседе с изданием сравнил подобное положение вещей с "ядерной бомбой для финансового рынка", пишет в заключение автор.