Жена Сергея Лукьянова — 60–летнего пенсионера из Санкт–Петербурга — сразу поняла, что это не шутка. 1 апреля 2015 года муж написал: "Пойду пройдусь вокруг Земли" — и действительно вернулся спустя почти два года мировой знаменитостью… Об этом пишет "Собеседник".
Сергей Лукьянов стартовал из Питера 1 апреля 2015 года. Финишировал же 4 февраля 2017–го. За это время посетил 21 страну. Пришлось совершить два перелета — из Сингапура в Чили и из Бразилии в Россию. По водам пешком ходят только святые, а он — обычный человек.
Проходя сквозь страны и континенты, путешественник ни разу не использовал наземный транспорт. Потратив на прогулку 675 дней, петербуржец побил все возможные рекорды, но даже не знал об этом:
— Я потом проверил. Раньше тоже люди проходили, но за другие сроки. 11 лет, что–то вроде того (на самом деле рекордное путешествие Дэвида КАНСТА в конце 1980–х заняло 4 года и 3 месяца. — Авт.). Я иду не по 10 километров в день, а по 50–60. Это совсем другие цифры. Я знал, что возможности попробовать еще раз не будет, поэтому был уверен на 90%, что пройду. Просто знаю, что это мое.
От Санкт–Петербурга до Москвы уже доходил, гулял вокруг Ладожского озера, Азовского моря… Пыталась ли жена отговорить? Да нет. Во–первых, она узнала обо всем последняя. Во–вторых, она меня знает и понимает. Мы друг друга любим, и об этом даже не было речи…
Мир не без добрых людей
Ночевал путешественник нередко у сочувствующих людей, но такие попадались не всегда. Спать несколько раз пришлось и просто в сугробе, а идти нужно было по автомобильным трассам, провожая глазами фуры дальнобойщиков, обдающие пылью. Те, кстати, часто предлагали подвезти. Но поддаваться искушению было нельзя:
— Идти можно только по трассе. Иначе небезопасно. Это же только обыватели так думают, что бредешь по лесу, по тропиночке. А там, между прочим, дикие животные бегают. Особенно в Южной Америке. А люди? Три раза нападали грабители, а убежать удавалось не всегда. Пришлось терпеть убытки. Ни в России, ни в Китае, ни во Вьетнаме ничего подобного не было… Когда ночуешь на улице, надо прятаться так, чтобы никто не видел. Стараешься лежать абсолютно беззвучно. Иначе заметят собаки, полиция подойдет — зачем это нужно?..
Обойтись без бед все же не удалось. После первых 100 дней пути, в Кемеровской области, Сергею пришлось лечь в больницу — врачи обнаружили грыжу. О том, чтобы продолжить путешествие после сложной операции, врачи не хотели и слушать, но путешественник и не спрашивал. Надел бандаж и пошел дальше:
— В течение года нужна была реабилитация, но к тому времени я прошел всего 5 тысяч километров. Если бы не смог пойти — поехал бы на инвалидной коляске. Повезло, что рядом оказался мой друг, да и жена приехала — помогла мне, поддержала…
Лапша в холодной коле
Для того чтобы не скучать в дороге, Сергей закачал в телефон сказки — любимый с детства жанр. Правда, не везде удавалось заряжать гаджет.
— 99 процентов пути я шел один. Иногда люди какие–то присоединялись, спортсмены высокого класса, мастера спорта, чемпионы мира. Шли недолго, по 50–100 километров. Такого массового сопровождения, как в "Форресте Гампе", конечно, не было. Там сказка. Это дело серьезное, без подготовки преодолевать такие расстояния непросто. Это уже после того, как я дошел, появилось много желающих повторить.
Почитали, что дядька старый может в 60 лет, и тоже захотели. Только о них пока не слышно. Берут с собой тележки с грузом по 100 килограммов, аппаратуру. А я–то без всяких тележек, просто с рюкзаком, который весит 15 килограммов. Самое тяжелое — спальник…
Обойтись скромным весом рюкзака Сергею помог специфический рацион питания — лапша быстрого приготовления. Кипяток не всегда оказывался под рукой. Но, как объясняет Сергей, лапша прекрасно растворяется и в холодной коле.
Эти два ингредиента на протяжении двух лет являлись главными продуктами питания для путешественника. Здесь у приверженцев здорового образа жизни должно подвести животы, но все–таки вряд ли кто–то из них когда–либо снашивал 11 пар кроссовок за одну прогулку.
— Я сам все на себе испытал, уже никого не слушаю. Знаю досконально, сколько надо закинуть в топку, и ем только то, что меня несет вперед. Я прошел и всем доказал, что это можно пить — и это не во вред при громадной нагрузке. Мне необходимо было как можно больше калорий. Кроме того, никогда не знаешь, какая в каком городе вода — можно и отравиться. А кола во всем мире одинаковая…
Несмотря на приверженность к аскетизму, путешествие получилось недешевым и потребовало около миллиона рублей. Один только двухдневный перелет из Сингапура в Чили отнял около 100 тысяч.
Без сбора средств, организованного друзьями в Санкт–Петербурге
— Но самое трудное — даже не денежные проблемы, а визовые. Одни из них решаются трудно, другие не решаются вообще. Нужен специальный человек, который будет заниматься визами, у меня такой человек был. Но и при этом не всегда знаешь, где и когда окажешься. Поэтому и незаконных пересечений в некоторых случаях избежать не удалось. А для того чтобы получить "шенген", пришлось вылететь из Бразилии в Санкт–Петербург и вернуться уже в Африку. Ну хотя бы с близкими повидался…
Уже не остановиться
В первый раз широкую известность Сергей получил в Рио, где появился во время Олимпиады. Голодные до событий спортивные журналисты не могли не обратить внимание на русского путешественника, вручили билеты на соревнования и даже попытались организовать ему встречу с ПЕЛЕ — не получилось.
…В первое утро после путешествия он понял, что оно такое не последнее:
— Жизнь продолжается, я знаю, что еще куда–нибудь пойду. Уже не остановиться. Только вот если бы еще появился какой–то спонсор… Тогда бы я вышел сейчас и пошел куда угодно. Не хочется опять залезать в долги, тормошить свою жену, менять бюджет семьи. Но и без того есть чем заняться. Недавно поступило предложение от издательства выпустить книгу, будем, наверное, что–то делать…
Главные препоны — в визахГоворит Михаил Соколовский, координатор проекта:
— Большая проблема заключалась в том, что заграничный паспорт, когда Палыч идет за рубежом, должен находиться у него. Как получать визы? Китайскую я делал без него, заплатив деньги. В остальных странах Азии он получал временные визы на пересечение границы. Визы выдавались в основном на 1 месяц, и особых проблем у него не было, только нервотрепка без знания языка.
Он тупо показывал свои бумажки, махал рукой вперед, говорил: "Сингапур" и демонстрировал, что идет спортивной ходьбой. Обычно это прокатывало.
После Сингапура он должен был лететь в Австралию, но не удалось. Для получения визы нужно было лично присутствовать в московском генконсульстве.
В итоге из тех стран, которые были запланированы, он не попал в Австралию, Нигерию, Мавританию, Марокко, Гибралтар, Португалию, Испанию и Францию. Из Туниса паромом перебрался сразу в Италию, вышел из Шенгена в Бресте и пошел на Питер.
Кроме того, сам "шенген" ему не удалось получить в Рио. Никто не захотел впрягаться, ничем не помогли ни в консульствах Испании и Португалии, в которые он обращался, ни в Олимпийском комитете, ни в российском консульстве в Рио.
Что касается дальнейших планов, то у меня была задумка, чтобы он прошел с севера на юг — всю Северную и Южную Америку…
Дмитрий СОКОЛОВ.