В конце 1959 года вышел роман Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» (Starship troopers), ставший едва ли не эталоном в жанре боевой фантастики. Автор подробно описывал армию начала XXI века: солдат в бронескафандрах, оснащённых радаром, реактивными двигателями для дальних прыжков и самым невероятным оружием — вплоть до небольших атомных зарядов. Но ещё за несколько лет до публикации этого романа офицеры настоящей армии США всерьёз предлагали гораздо более невероятные проекты.
Экипировка солдата
В ноябре 1956 года журнал Army опубликовал статью подполковника Роберта Ригга о будущей армии США — такой, какой он её видел к середине 1970-х годов. Статью автор снабдил собственными иллюстрациями.
Заметим, что офицер имел весьма богатый военный опыт. В 1943 году он был наблюдателем при советской армии: на его глазах РККА сражалась против немцев в Европе и против японцев в Маньчжурии в 1945 году. При этом его якобы дважды арестовывал НКВД. В 1945 году майор Ригг являлся советником Гоминьдана во время гражданской войны в Китае, пока не был пленён коммунистами в 1947 году. В 1951 году Ригг участвовал в манёврах с применением атомного оружия на атолле Эниветок, а позже командовал американскими танковыми частями от Форта Нокс до Германии.
По словам Ригга, характерным явлением для западной армии в будущем должны были стать солдаты, сидящие в глубоких укреплённых бункерах и нажимающие кнопки запуска ракет большой дальности, в том числе межконтинентальных. Однако большинство солдат 1970-х годов будут этакими «земными космонавтами» (land spacemen), сражающимися в трёх стихиях — на земле, на море и в воздухе. Эти солдаты смогут захватывать или нейтрализовывать вражеские ракетные базы и даже использовать ракеты противника против него самого.
«Мундиром» солдату будет служить лёгкая пластиковая броня, способная защитить от пуль и осколков. Безусловно, такая качественная броня окажется самой дорогой персональной защитой со времён рыцарских доспехов. Она должна была обойтись правительству примерно в 700 долларов за штуку. Для сравнения, стоимость среднего дома составляла 22 000 долларов, легковой машины Форда — от 1,5 до 3 тысяч долларов, а упаковки пива — 1 доллар 20 центов. С другой стороны, только первичное обучение солдата 1950-х годов стоило 3 200 долларов, а расходы в случае его смерти превышали 21 000 долларов. Поэтому защита бойца оправдывала себя уже хотя бы с коммерческой точки зрения.
Особая важность придавалась защите головы: как показывал опыт недавних войн с участием США, примерно 40–45% смертей на поле боя были следствием ранений в голову. Изготовленный из нескольких слоёв металла и пластика или нейлона шлем со встроенным радиопередатчиком и микрофоном, крепившимся на горле солдата, должен был стать шедевром электроники. Забрало шлема оснащалось подвижными сменными линзами, в зависимости от ситуации защищающими глаза бойца от пыли или от слепящей вспышки атомного взрыва. Всего одно нажатие кнопки на запястье — и инфракрасные линзы превращали ночь в день. Бинокль тоже заменялся специальными линзами. В шлем можно было встроить даже обычные очки. А карманный радар, размером не превышавший мяч для гольфа, предупреждал бы о приближающихся машинах или солдатах противника.
Буквально каждый сантиметр униформы американского солдата Ригг рассмотрел с научной точки зрения, желая оптимально разместить необходимое снаряжение. Даже отвороты перчаток были полезны: туда можно было бы поместить капсулы с витаминами. За плечами бойца наподобие рюкзака крепилась 25-см трубка — кумулятивный заряд для почти мгновенного создания личного окопа с помощью взрыва. На груди предусматривались карманы для патронов, неприкосновенного запаса провизии, личных вещей и сигарет. Скорее всего, армия, в которой не курят, показалась бы теоретикам пятидесятых невозможной фантастикой.
Солдат вооружался автоматическим карабином с оптическим прицелом и складным штык-ножом. На поясе крепились прозрачный респиратор, аптечка, полотенце, фляжка. Гранаты также подвешивались к поясу. Причём гранаты необычные — с ломким пластиковым корпусом, осколками стекла и металлическими иглами внутри. Можно только представить себе раны от таких гранат.
Непромокаемая пластиковая плащ-палатка, свёрнутая в капсулу размером с пачку сигарет, защищала не только от обычного дождя, но и от радиоактивного. Компактный плащ, состоявший из нескольких слоёв синтетики, для обогрева можно было подключить к миниатюрной батарейке. Ботинки на молнии тоже изготавливались из пластика. На бёдрах нашивался карман для хранения чистых носков. Карманы у щиколоток предназначались для набора первой помощи и набора для выживания. Уже современные автору статьи солдаты имели при себе запас атропина для укола в случае отравления нервнопаралитическим газом.
Тактика войны
Бум! И капсула дёргается и передвигается на новое место. Бум! И она дёргается снова, как патрон в магазине старинного автоматического оружия. Что ж, так оно на самом деле и есть… только вместо стволов длинные туннели отсеков космического военного крейсера, а каждый патрон — капсула с десантником в полном боевом снаряжении.
Хайнлайн, «Звёздный десант»
У войн будущего нет границ. Огромные самолёты с атомными двигателями и межконтинентальной дальностью полёта сбрасывают треугольные летающие платформы с пехотой для атаки ракетных баз и других стратегических целей за сотни километров от носителя. На каждой открытой платформе размещаются пилот и порядка 15 солдат. Снизившись до высоты бреющего полёта, эти платформы сбрасывают десант рядом с целью, а не над ней — не входя, таким образом, в зону ПВО.
За один день платформы приземляются и снова взлетают не один раз, а значит, поражают несколько целей. Маленькие телекамеры на каждой платформе держат командование в курсе хода операции. Сотня самолётов-носителей выпускает около 1 200 платформ — а это 14 000 солдат с техникой. Альтернативными носителями десанта становятся авианосцы — не будем забывать об извечных трениях между армией и флотом США.
К самолёту-носителю «швартуются» и «Кентавры» — специальные реактивные батареи огневой поддержки. «Кентавры» с дельтовидным крылом имеют возможность вертикального взлёта и посадки, оснащаются разнообразными ракетами и вполне могут заменить артиллерию и авиацию поддержки. Кроме того, такие батареи стыкуются обратно со своим носителем для пополнения запасов горючего и боеприпасов. Вертолётам же была уготована роль ремонтных мастерских, воздушных штабов и госпиталей.
Но прежде чем в наступление идут «Кентавры», самолёты и ракеты сбрасывают тысячи небольших разведывательных роботов. По приземлении они автоматически разворачивают антенны и передают командованию информацию о местонахождении танков и авиации противника. Захват этих «шпионов» противнику ничего не даст: роботы оснащены зарядом взрывчатки для самоуничтожения.
Читателям 1950-х годов это казалось фантастикой. Но уже в начале десятилетия флот США для сбора метеоданных в Антарктиде использовал сбрасываемые на парашюте миниатюрные автоматические станции «Кузнечик». После приземления один взрыв отстреливал парашют, другой раскрывал пружинные опоры, третий расправлял антенны. Запаса батарей станции хватало на 15 дней.
В 1958 году Ригг выпустил уже не статью, а книгу под названием «War 1974». В ней «красные», как обычно, нападают первыми. В канун нового года коммунисты, владеющие Евразией, выпускают по США четыре межконтинентальные ракеты. Три из них пролетают мимо цели, а четвёртая падает на Чикаго. На месте города образуется радиоактивная воронка. Штаты наносят ответный удар — сразу восемь ракет. А дальше происходит то, ради описания чего и создавалась книга: победа немногочисленных, но прекрасно вооружённых солдат-добровольцев в титановых шлемах над красными ордами (буквально).
Вышеупомянутые гранаты в книге выстреливаются из ручных 30-см миномётов зарядами сжатого воздуха. Осколки летят во все стороны, поэтому можно даже не целиться. Другим чудо-оружием выступает усовершенствованный напалм, закачиваемый в подземные укрытия противника. Колёсный танк будущего не только пускает управляемые ракеты, но и за счёт относительно тонкой титановой брони способен летать. Ракеты с 5-тонной полезной нагрузкой доставляют передовым частям, идущим в наступление, топливо и боеприпасы. Транспортные боеголовки ракет снабжены роторами и приземляются мягко.
От фантастики к реальности
Интересно, что уже в следующем году армия США действительно продемонстрировала ошеломлённой публике прототип солдата будущего. Фотографы сразу нескольких популярных журналов — от Life до Popular Science — охотно снимали бойца совершенно футуристического вида. Этот солдат имел броню из нейлона, защитную маску, радиофицированный шлем с прибором ночного видения и новую автоматическую винтовку с темпом стрельбы 700 выстрелов в минуту.
В те же годы серьёзные испытания проходил реактивный ранец, теоретически позволявший солдату прыгать в высоту на 7 м. Однако первый же эксперимент завершился для испытателя множеством синяков. Летающие на реактивной тяге солдаты остались на страницах фантастических романов.
Зато многое другое стало жизненно важной частью снаряжения солдат — не только американских — XXI века:
Пуленепробиваемые пластины из керамики защищали жизненно важные органы спереди и сзади. На передней пластине с обеих сторон висели две рации (…) Я надел шлем на голову и опустил ПНВ (прибор ночного видения) на глаза. В отличие от моделей, используемых в обычных частях, наш ПНВ имел не два, а четыре визира. Это позволяло увеличить поле обзора с 40 до 120 градусов. В стандартном приборе создавалось впечатление, будто смотришь сквозь трубочку, на которую наматывается туалетная бумага. В нашем же можно было смотреть и по сторонам, что повышало безопасность в любой ситуации (…) Я прицелился в стену рядом с койкой и проверил работу красного лазера, видимого невооружённым глазом, а затем переключил прицел на инфракрасный лазер.
Марк Оуэн, «Нелёгкий день»
Роботы-разведчики необходимы в современной армии. Во время недавней операции в Сирии отечественные сапёры при обезвреживании мин и неразорвавшихся снарядов использовали робототехнический комплекс «Уран-6» — лёгкую дистанционно управляемую бронемашину с навесными отвалами и тралами разных типов. Оператор, управляя роботом, оставался на безопасном расстоянии, пока комплекс тралами извлекал из земли и уничтожал мины. При разминировании особо труднодоступных мест сапёры применяли беспроводное досмотровое устройство «Сфера» — небольшой шар с четырьмя видеокамерами, микрофоном и передатчиком. Такой шар забрасывался в нужное место, откуда и передавал видеоизображение оператору. Применялся также «Скарабей» — дистанционно управляемая колёсная платформа с видеокамерами.
В настоящее время в ЦНИИТОЧМАШ (Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения) ведутся разработки перспективной боевой экипировки. В ней основной вес брони и снаряжения бойца передаётся на экзоскелет, благодаря чему солдат меньше устаёт. Такие пассивные (без источника питания) экзоскелеты уже применялись сапёрами в Сирии. В экипировку также входит модульная баллистическая защита, бронемаска со встроенным противогазом, система связи и прицельно-информационный комплекс.
То, что ещё недавно казалось абсолютной фантастикой, стало повседневной реальностью войны.
Евгений Белаш, warspot.ru