Первую партию сернокислого гудрона в лесок неподалеку от железной дороги Рига — Валмиера вывезли в 1958 году. До этого момента вредные отходы с расположенного на улице Твайка Рижского нефтеперерабатыв
Всего в них находится около 50 тысяч кубометров смеси сернокислого гудрона с песком. За прошедшие годы серная кислота полностью отравила все окрестные грунтовые воды. Даже на глубине 70–80 метров концентрация кислоты превысила 20%. И эта экологическая бомба приближается к Гауе — как раз к месту рижского водозабора "Ремберги". Северный пруд попросту закопали в 60–е годы, а южный принимал отходы вплоть до 80–х годов. Он остался открытым. Теперь там на свежем воздухе плещется черная жижа, представляющая собой опасный коктейль с изрядной долей серной кислоты, вызывающий жуткий смрад.
В наши времена лишь благодаря средствам из еврофондов оказалось возможным ликвидировать опасные пруды. В 2010 году был заключен договор с ООО Skonto būve, которое стало генеральным подрядчиком, и германской компанией Mueg, предоставившей технологические расчеты. Общая сумма контракта составила 29 млн. евро. 70% этой суммы предоставил Европейский фонд регионального развития. Планировалось, что гудрон будут вычерпывать, нейтрализовывать
В июне 2012 года работы начались. Но тут исполнители работ обнаружили, что в пруду находятся неизвестные химические вещества, а как их перерабатывать — неясно. Чтобы решить проблему, необходимо дополнительное инвестирование. В результате проект подорожал почти вдвое — до 45,5 млн. евро. Вот и в этом году будет освоено более 900 тысяч "сверхплановых" евро. Исполнители считают, что в первоначальном проекте была указана лишь конкретная химическая формула вещества, которое требуется очищать. Но гудрон оказался вовсе не таким, как думали раньше. Правда, что помешало раньше произвести более тщательный анализ, — непонятно.
Согласно договору, все должно быть закончено до конца 2015 года. Экологическая бомба национального масштаба будет обезврежена, и озеро серной кислоты исчезнет. Жителей Инчукалнса и Вангажи больше не будет беспокоить неприятный запах, доносящийся из леса, где расположены пруды. На их месте посадят лес. А ведь, по некоторым сведениям, в лихие 90–е здесь прятали тела погибших в ходе криминальных разборок. В ядовитых прудах они исчезали без следа.