"Странное утверждение — «Общество не готово платить налоги». В связи с теневой экономикой и работниками в ней — совсем странное. На мой взгляд, сознательная часть общества (даже если ей не хочется платить налоги) готова их платить. Конечно, они хотят получать взамен качественные услуги государства и самоуправлений (медицину, образование, дороги...). Но если коллега Юрис Пайдерс, на мой взгляд, обоснованно назвал налог на недвижимость антинародным, то стоит спросить — а мы, общество, должны быть готовы платить такой налог?- пишет Виктор Авотиньш в "Неаткариге".
Зачем и почему в стране должны существовать циничные налоги, направленные против народа? Это — во-первых.
А во-вторых, могу сказать, что общество «не готово» платить налоги потому, что у него есть «разрешение» властей их не платить.
Потому что власти создали условия, в которых, например, предпринимателю (заботящемуся о своей семье и сотрудниках) надо нарушать законы. На мой взгляд, именно это, комментируя исследование Рижского университета имени Страдиня, посвященное преодолению кризиса, сказал Neatkarīgā профессор Сергей Крук.
Проведенный в рамках исследования опрос показал, что налоги можно не платить, потому что государство использует собранные деньги неэффективно. «Распоряжения властей можно не выполнять, потому что приходится проверять — настоящие они или нет. Это, в свою очередь, порождает наше двуличное отношение к любому регулированию. В том числе и к работе госуправления. Потому что имеющиеся структуры не соответствуют вызовам нового времени. Проще говоря, мы не можем работать на благо страны, если нормативный акт ограничивает нашу деятельность. Это противоречит реальной ситуации».
В-третьих, если при применении нормативных актов приоритетом является не Сатверсме, а то, как ею крутят и вертят нормы Кабинета министров, становится ясно, почему государство в отношениях работодателя и работника остается за бортом. Зарплаты в конвертах занимают второе место в теневой экономике (после неуказанных доходов от предпринимательской деятельности). Но... работники сами виноваты, что выбирают серый сектор, что не получат потом нормальную пенсию, что, фактически, становятся рабами. Государство это не волнует.
Четвертый факт как раз свидетельствует, что власти смотрят на теневую экономику как чуть ли не на главный фактор развития государства, кормилицу ВВП. Недавно прозвучала радостная весть, что в прошлом году удельный вес теневой экономики по сравнению с 2014 годом мог снизиться на 2,2% (в 2014 году он составлял 23,5%). Но если посмотреть на картину в перспективе, это признание, что никакой целенаправленной и последовательной политики борьбы с теневой экономикой не было.
Да, у теневой экономики были годы успеха (в 2010 году — 38,1%), были неудачные (в 2012 году — 21,1%). В 1993 году она составляла 25%. С того времени Латвия (несмотря на недавно выказанную благосклонность со стороны Организации экономического сотрудничества и развития) так и не попыталась всерьез уменьшить этот параметр.
На мой взгляд, это замечательно подтверждает, к примеру, исследование, проведенное Центром долгосрочного бизнеса Стокгольмской высшей школы экономики в Риге «Индекс теневой экономики в странах Балтии 2009-2014». Как минимум, в контексте стран Балтии.
По данным исследования, в Латвии больше всего бизнесменов «уклоняются от уплаты налогов потому, что это единственный шанс выжить», в Латвии меньше всего «доверяют правительству в плане правильного расходования собранных налогов», в Латвии предприниматели больше всего недовольны налоговой политикой государства, в Латвии больше всего бизнесменов считают, что уход от уплаты налогов — это правильная стратегия, а не просто отговорка, чтобы не платить...
Очевидно, для Латвии все более актуально то, что писал Юрис Пайдерс в своей книге «Теневая экономика» в 2001 году: «В Латвии за десять лет доминирующей стала теневая экономика».
Теневая экономика до сих пор «единственная возможная форма рыночной экономической деятельности, при которой небольшое латвийское предприятие способно работать, развиваться и не обанкротиться».
Что значит «общество не готово платить налоги?» Общество не готово поддерживать политику, которая противопоставляет нашу ответственность перед государством нашей ответственности перед собственной жизнью.
Премьер-министр предлагал мне поспорить, что до 2020 года можно увеличить налоговые доходы на миллиард евро. Но он не предложил даже представить, что в этом «году пересмотра налоговой политики» теневая экономика перестанет быть главной в стране".