Рижской достопримечательности исполнилось 200 лет!
Старейшему и красивейшему парку центра Риги - Верманскому - исполнилось 200 лет. В парке - два обелиска его создателям. Один (при входе со стороны улицы Меркеля) большинству горожан хорошо знаком: это памятник вдове купца Анне Верман, пожертвовавшей на разбивку парка внушительную сумму. Другой, рядом с эстрадой, меньше известен. На нем даже нет имени - только даты. Между тем это обелиск Филиппо Паулуччи - итальянцу, губернатору Риги и края, который стал инициатором разбивки парка.
В начале XIX столетия в Риге был только один общественный парк - Царский (ныне Виестура). Город тогда находился за крепостными стенами, в границах сегодняшней Старой Риги, на взморье еще создавались первые курорты, Межапарка не было, а отдохнуть на природе, полюбоваться фонтанами и цветами горожанам хотелось, не уезжая за тридевять земель. Поэтому в 1814 году по инициативе губернатора Паулуччи и был создан комитет по зеленым насаждениям. В его задачу входила и разбивка новых парков.
Комитет был благотворительным, и рижане не жалели средств на благое начинание. Когда под новый парк присмотрели заболоченную территорию за крепостными стенами, вдова известного рижского купца Анна Верман решила выделить на обустройство значительную по тем временам сумму - 10 тысяч рублей...
К нам приехал Фарадей!
Открытие парка состоялось в 1817-м. Минуло несколько десятилетий, и он становится известным не только в Лифляндии. В парке в 1833-м было открыто одно из первых в Европе «заведений искусственных минеральных вод». Вкус Верманских вод оценил сам Майкл Фарадей - знаменитый английский химик нашел, что по составу они не уступают натуральным. В начале воды отпускают на месте с шести до восьми утра, позднее разливают для продажи в бутылки. В 1843-м изготовили 15 тысяч бутылок «Верманской минералки», а в 1863-м - 800 тысяч!
...и военные оркестры
В конце XIX столетия «минеральный» статус парка уступает место культурно-музыкальному. Он становится одним из тех мест города, где бесплатно можно послушать духовую и симфоническую музыку.
На первых порах выступают расквартированные в Риге оркестры военных полков. Но публика становится требовательнее, и отцы города идут на встречу - приглашают оркестры из других городов. Оркестр лейб-гвардии Преображенского полка гастролировал, например, целых два месяца. Приезжали оркестры пограничников из Польши.
Пиротехник не рассчитал
С весны по осень концерты давались с 18.00 до 24.00. Иногда устраивались бенефисы. На сцене одновременно выступали до 150 музыкантов - три-четыре коллектива. По обыкновению бенефисы заканчивались красочным фейерверком. Командовал пиротехникой рижанин Роберт Пиркерт. Его мастерская находилась в Старом городе, на улице Лиела Зиргу. Во время одного из опытов она взлетела на воздух; погиб сам пиротехник и случайные прохожие.
Публика посолидней на концертах занимала дальние ряды, пошустрее и попроще - передние. Таковы были предписания блюстителей порядка - чтобы простолюдины находились под «пристальным оком». Но эта публика была и самой благодарной. Как писали старые газеты, свои эмоции она выражала не только аплодисментами, чаще - криками и оглушительным свистом.
Перед Первой мировой в парке начали гастролировать модные тогда румынские оркестры. Во всю афишу ставили имя скрипача Костика Мукилева, сердцееда, любимца рижских дам. В парке выступали и артисты цирка. На эти представления вход был платным. Особенно нравились горожанам канатоходцы. Для них в саду устанавливали две высокие мачты с протянутым между верхушками толстым корабельным канатом.
Аэронавты далёких лет
Долгие год парк оставался единственным местом, откуда стартовали в рижское небо воздушные шары. Летом 1889-го полеты демонстрировала мировая знаменитость - Шарль Леру из Америки. Поднимаясь на воздушном шаре, он выделывал акробатические трюки на прикрепленной к шару трапеции и на парашюте спускался на землю.
После выступлений в Риге аэронавт отправился в Таллин. Во время одного из выступлений сильным порывом ветра шар отнесло к морю - и романтик из Америки погиб. Несколько лет назад в Таллине на берегу Пиритской бухты в честь него установили памятник...
Поднимался в рижское небо и Петр Петрович Шмидт - тот самый лейтенант, который в 1905-м возглавил восстание на крейсере «Очаков». Мало кому известно, что в начале своего пути Шмидт был аэронавтом. Над Верманским садом он пытался взлететь 27 мая 1890 года, выступая под псевдонимом Леон АЭР. Полет закончился неудачно - парашют упал. Травмы аэронавта, впрочем, оказались не опасными.
На следующий день газета „Рижский вестник“ сообщала: «Г-н Аэр разбил себе лицо и руку...»
Где выступал Александр Вертинский
В 1920-30-е парк был известен рестораном и кинотеатром «Метрополь», в котором выступал знаменитый русский шансонье Александр Николаевич Вертинский, после Октября покинувший советскую Россию.
А ресторан располагался на месте нынешнего Кабинета министров - в Малом Верманском саду. Он так и назывался - Мазайс Верманя паркс. Это была тусовка рижской элиты: депутатов, бизнесменов, членов правительства. Своим был этот ресторан для военного министра страны, генерала Яниса Балодиса, городского головы Риги 1921-28 годов Альфреда Андерсона.
Шахматные сеансы Михаила Таля
Парк послевоенного времени остался в памяти многих рижан шахматными баталиями. Там нередко можно было увидеть и чемпиона мира Михаила Нехемьевича Таля. Рассказывают, что когда Таль играл с мастером Иосифом Зильбером, вокруг собирались десятки любопытных. Не только посмотреть игру, но и послушать шахматные байки. Каждый ход шахматистов сопровождался шутками и афоризмами. А памятник Талю уже в наше время не случайно решили установить в его любимом парке.
Во времена его молодости он носил другое имя - Кировский: переименовали после войны. Но после восстановления независимости Латвии историческую справедливость восстановили - парк снова стал Верманским.
Верманы: дамы и господа
Основательница парка на 10 лет пережила свое детище. Она умерла в 1827-м и завещала, чтобы парк всегда оставался доступным для каждого.
А в Латвию первые Верманы приехали из Германии в XVII веке - несколько братьев. Глава рода оказался в Курляндии. Он был человеком своевольным и ослушался епископа. За это попал на остров Сааремаа. К другим Верманам судьба оказалась благосклонней. В их числе к Кристиану Верману. Он женился на дочери уважаемого в Риге торговца Анне Гертруде Эбель. С ее именем и связано рождение самого известного в городе сада.
Наследников Верман судьба разбросала по разным уголкам земли, и многие из них вошли в историю. В 1918-м потомок Верманов (сын Марии фон Верман и Джорджа Армитстеда - двоюродного брата известного рижского градоначальника) сэр Генри Армитстед предпринял отчаянную попытку вызволить из екатеринбургского заточения царскую семью.
Ветвь Верманов продолжается в Англии и сегодня. Ее носитель - Тимоти Рэдклифф, правнук сэра Генри.
Тайна чёрного обелиска
Что касается черного обелиска в Верманском саду - без имени, - то история его такова. Памятник хотели возвести при жизни Филиппо Паулуччи, но он категорически возражал. Завещал, чтобы и после смерти не было монументов с его именем. И все же рижане решили отдать дань уважения выдающемуся губернатору. И установили обелиск после его смерти в Малом Верманском саду. А воссоздали памятник уже в наше время - в Верманском парке...
Илья ДИМЕНШТЕЙН.