Верховный суд признал законным и обосновам решение окружного суда о том, что в ситуации, когда у умершего есть родственники, но они отказываются хоронить умершего или необоснованно медлят с совершением соответствующих действий, муниципалитет обязан захоронить останки. Вместе с решением Административного суда вступает в силу решение Административного окружного суда, согласно которому самоуправление Смилтенского края обязано захоронить останки лица в течение семи дней после вступления решения в силу.
Рассматриваемое дело тянется с июля 2015 г., когда вступило в силу постановление Государственной полиции о прекращении уголовного дела в связи со смертью лица. Прокуратура Видземе, получив от Центра государственной судебно-медицинской экспертизы заключение о том, что захоронение останков человека не производилось в течение длительного времени, обратилась в самоуправление Смилтенского края с требованием выполнить захоронение или кремацию останков.
Муниципалитет отказался захоронить останки, заявив, что мать и сестра покойного будут хоронить останки своего родственника, и категорически запрещают это делать кому-либо еще. Однако родственники не согласны с выводами экспертиз, проведенных в рамках уголовного производства. Они заявляют, что только после проведения новых экспертиз и представления документов, с которыми родственники согласны, они будут готовы начать переговоры о захоронение. Прокуратура Видземе обратилась в Административный районный суд с заявлением о возложении на самоуправление обязанности захоронить останки человека.
В постановлении об отказе в возбуждении кассационного производства областной суд признал обоснованным вывод областного суда о том, что достоинство человека диктует необходимость его погребения после смерти и эта обязанность ложится прежде всего на родственников умершего. Необоснованное хранение останков нарушает право умершего на уважительное отношение к телу умершего. Если уголовный процесс прекращен и нет серьезных признаков того, что он может быть возобновлен в ближайшее время, то нет оснований продолжать хранение останков.
В конкретном случае, когда умерший не захоронен более чем через семь лет после окончания уголовного производства и этот процесс затягивается, возникает недопустимая ситуация, когда ни одно лицо не несет ответственности за длительное непогребение останков. Поэтому областной суд правомерно приравнял его к случаю, когда у умершего нет родственников и ответственность за погребение умершего переходит к самоуправлению.