Так считает некая Евгения Шафранек, которая в публичном пространстве появляется как телеведущая и блогерка. Не знаю насчет ТВ и блогерства, но выразителей таких взглядов и попутчиков этих взглядов, увы, много. Слишком много.
Публичность авторов бредовых текстов возможна благодаря соцсетям, которые сейчас влиятельнее любой оплаченной правительством пиар-конторы. Но наша песня не о том. Товарищ Шафранек по сути излагает отношение гражданских оккупантов к государствообразующей нации, которая, конечно, тоже не самая правильная, но это наше дело, и шафранекам нечего совать туда свой нос.
(Оригинальный скриншот с ФБ Евгении Шафранек - Ред.)
Речь по-прежнему о переименовании улиц в Латвии: многие из них носят имена таких людей, которые либо никак не связаны с Латвией, либо связь есть, но совершенно неуместная. Ни Ригу, ни Латвию в целом не следует превращать в "маленькую Россию", где на каждого более-менее известного русского приходится своя улица, квартал или хотя бы автобусная остановка. Правильнее было бы чтить память великороссов на своей этнической родине - этого от души можем пожелать шафранекам и остальным любителям русской культуры. А мы, в свою очередь, будем решать, что здесь, в Латвии, читать или слушать, что выбрать из русской культуры, если таковая еще сохранилась после фашистского вторжения недолюдей в Украину.
[У латышей] отсутствует собственная культура, поэтому они уничтожают не только чужие национальные ценности", - убеждена Шафранек. Думаю, что уж точно не эта особа будет иметь какое-либо право голоса для оценки латышской культуры, о которой она, кажется, ничего не знает. Но это неважно. Перейдем к конкретике. Блогерка Шафранек упрекает "шариковых" в том, что требуют ликвидировать улицу Сергея Эйзенштейна в Риге, хотя он и "самый знаменитый в мире уроженец Риги".
Однако блогерка не поинтересовалась, как на самом деле обстоит дело с этим Эйзенштейном. Создатель нашего кинофестиваля "Арсенал" Август Сукутс, который теперь смотрит фильмы в небесном кино, создал уникальное место - киностанцию в Кейпене. Это единственная в мире постоянная экспозиция, посвященная корифею кино Сергею Эйзенштейну. Но что там шариковы могут в корифеях понимать...
Шафранек в своем крике души не упоминает других деятелей русской культуры, имена которых надо убрать с табличек с названиями улиц. Однако упомянуть можем мы.
В Латвии, как исследовал историк Карлис Кангерис вместе с коллегами из Центра публичной памяти, 93 топонима подлежат замене. В Латвии по-прежнему есть улицы имени революционеров и коммунистов Яна Рудзутака, Фрициса Розиньша, Леона Паэгле и Линарда Лайцена, улицы Терешковой и Гагарина (а у них-то какая связь с Латвией?), улица изобретателя сталинской ядерной бомбы Мстислава Келдыша, улицы советских пропагандистов Анны Саксе и Валентина Пикуля, коллаборанта Паула Леиня, советского боевика Отомара Ошкалнса, улицы Пиониеру и Октобра, целая куча улиц Пушкина, Лермонтова и Мичурина, причем эти фамилии никак реально не привязаны к конкретным местам.
Есть и топонимы, транслитерированные латинскими буквами, например, Тихая Пристань, Холодные Ручьи. По неизвестным причинам местные власти не занялись этими лингвистическими анахронизмами.
Но есть надежда, что придет время и местная власть соберется на подвиги. В том числе и рижская. А разным блогеркам, задача которых - презирать все латышское, надо указать направление, куда им идти - туда же, куда и русский военный корабль. Так как другого языка и направления русские пропагандоны не понимают.
"Все, что их (латышей - Э. В.) отличает от пещерного человека - наскальные рисунки сменились инфографикой про выдуманные культурные достижения". Шафранек максимально откровенна в оценке нас. Вот только, приравнивая латышскую нацию к неандертальцам, отважная блогерка расчеловечивает целый этнос, буквально утверждая, что мы - другой вид. То есть низший. Давайте вспомним, что трагедия Холокоста в свое время началась с расчеловечивания одного конкретного народа - евреев.