В детстве Вике-Фрейберга думала, что умереть должна была она, а не ее сестра, и она долго винила себя в том, что осталась в живых.
"В лагере для беженцев в январе нас расселили в бараки, которые, как было видно, раньше были концлагерем. Нас загнали в душевые, велели всем раздеться и идти под ледяной душ. У сестрички уже была простуда, но и ее велели раздеть в такой холод. Мама, правда, пыталась уговорить, чтобы этого не делали с таким маленьким и слабеньким младенчиком, но никто ее не послушал. Через несколько дней сестричка умерла..." - вспоминает экс-президент.
Она до сих пор помнит, как увидела, сама будучи еще ребенком, сестру, лежавшую в морге среди множества трупов. "У меня было ощущение, что у сестрички украли жизнь", - говорит Вике-Фрейберга.
После этого ее долго мучило чувство, будто умерла "неправильная" сестра и она должна была умереть вместо Марите. "Я читала сказки про сиротку, смотрела спектакль "Майя и Пайя", где есть родная дочь и падчерица. Я была падчерицей, так как мама вышла замуж во второй раз и в новом браке родилась сестричка Марите".