Минувший 2016 год был отмечен многими юбилейными датами. Нам в данном случае важны две: 125-летие со дня рождения русского писателя Михаила Булгакова и 50-летие выхода в свет его всемирно знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
В этом названии заключены жизнь и судьба самого писателя, которые изменила прекрасная женщина - его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. В девичестве она звалась Леночка Нюренберг и жила в Риге, на улице Виландес, в доме №8...
Рассказ об этой удивительной и зачастую непостижимой женщине поведет писатель, ученый, знаток литературы, автор биографических фильмов о великих людях москвич Игорь Оболенский, в очередной раз побывавший в Риге с лекцией-моноспек
Медицина и театр
- Булгаков три слова писал с большой буквы: Город - это Киев, Королева - это мать и Елена Сергеевна, Театр - это МХАТ... - с этого, можно сказать, программного заявления начал наш московский гость свой моноспектакль, с каждой минутой все меньше похожий на лекцию - столько драматических и волнующих сюжетов он воскресил.
У Миши Булгакова было всего две пятерки в гимназическом аттестате - по географии и закону Божьему (отец преподавал в духовной семинарии). Елена Сергеевна училась в Ломоносовской гимназии в Риге, и когда они сверили свои аттестаты, то оказалось, что и у нее тоже две пятерки: по закону Божьему и по истории.
С детства Михаил мечтал стать врачом, и его желание сбылось, он окончил медицинский факультет университета. Врачебная практика началась в маленьких деревеньках, после того как он уехал из Киева с армией генерала Деникина.
Потом он оказался во Владикавказе, и именно там началась его творческая деятельность - стал писать пьесы, страшно бездарные, для местного театра, и потом был рад, что они почти все исчезли. Тем не менее тогда был сделал первый шаг к литературному будущему. Врачом Михаил больше не хотел быть.
В Москву Булгаков попал лишь в 1921 году. Вместе с первой женой Татьяной Лаппа (он звал ее Тася) они поселились у сестры Булгакова Надежды на улице Большой Садовой, дом 10, не имея разрешения на жизнь в Москве.
Что удивительно, разрешение на прописку ему дала Надежда Крупская, расписавшись “Надежда Ульянова”, что произвело на управдома сильное впечатление. После чего Булгаков устроился на работу в газету “Гудок” с копеечными гонорарами. То есть Татьяна Николаевна прожила с ним самые трудные годы в его жизни...
Писательские жёны
А что же Елена Сергеевна? У нее биография складывалась более благополучно, но не без перипетий.
- Елена Нюренберг появилась на свет в красивом доме на углу улиц Элизабетес и Виландес в 1893 году, - продолжает свой рассказ Игорь Оболенский. - Она не была единственным ребенком: в семье было еще двое сыновей и девочка Ольга. В 1913 году к Елене посватался некто Бокшанский, поручик, но она отказала и посоветовала ему жениться на сестре Ольге.
Семья Нюренберг жила в квартире №1 на первом этаже. Семья была интересная. Ее батюшка Сергей Нюренберг был учителем, потом журналистом (похоронен на Покровском кладбище). Мать Александра Александровна, урожденная Горская, была дочерью православного священника...
Ненадолго прервемся, чтобы вкратце изложить вехи женской судьбы бывшей рижанки, перебравшейся в революционный Петроград. Узы брака своенравную Леночку не минули, причем выходила замуж она трижды. В декабре 1918 года Елена Сергеевна вступает в брак с Юрием Нееловым, сыном известного трагического актера Мамонта Дальского.
Юрий Неелов - офицер 16-й армии, действовавшей в составе Западного фронта Красной армии. Тогда и состоялось знакомство Неелова, адъютанта командующего, и его жены Елены Сергеевны с Евгением Александровичем Шиловским, который исполнял обязанности начальника штаба той же 16-й армии.
Примерно через год приказом по штабу 16-й армии Юрий Неелов был переведен на Южный фронт, его брак расторгнут, и осенью 1921 года Елена Сергеевна становится женой Шиловского, царского генерала, который перешел на сторону красных.
Вскоре у них рождается сын Евгений, а в 1926 году - Сергей. К тому времени Шиловский стал замначальника Московского военного округа. Что и говорить, весьма удачный брак. Но судьба плела свои узоры...
- На одной вечеринке, где был Алексей Толстой, - продолжает рассказчик повествование о личной жизни Михаила Булгакова, - тот сказал Булгакову: “Ну что, хотите стать великим писателем? Тогда нужно менять жен, раза три”. Через какое-то время Булгаков на писательской вечеринке знакомится с Любовью Евгеньевной Белозерской, которая только-только вернулась из эмиграции. Она начинает ходить к Булгаковым, становится подругой Татьяны.
Именно Любови Евгеньевне Булгаков посвятил свой роман “Белая гвардия”, который вышел в свет в 1924 году. Татьяна Лаппа была оскорблена - она столько сделала для Булгакова, пока он писал роман, даже руки ему отогревала в горячей воде, чтобы он мог писать. Брак был обречен - они расстались. Михаил Афанасьевич женился на Любови Евгеньевне. Начинается расцвет его творчества.
В 1924 году Булгаков заработал 18 тысяч рублей, а его первая жена, устроившаяся работать кладовщицей, заработала в этот же год 800 рублей. Интересно, что когда Булгаков уходил, он сказал: “Тася, за тебя меня накажет Бог!” Когда Булгаков умирал, он очень просил привести к нему Тасю...
Семейная жизнь с Любовью Евгеньевной проходила на Большой Пироговской. И казалось, что все прекрасно, но Любочка не относилась всерьез к литературным занятиям мужа. Как-то он попросил ее быть потише: “Я работаю”, - на что получил быстрый ответ: “Чай не Достоевский, потерпишь”. Булгаков простил, но не забыл. Он никогда ничего не забывал.
Жизнь супругов в 20-е годы была финансово обеспечена, достаточно беспечна. И вот наступает год 1929-й, и в жизни Булгакова появляется Елена Сергеевна. Ситуация повторяется: она была подругой Любови Евгеньевны, и Булгаков в конце концов завоевывает его сердце.
Вот как произошло знакомство писателя с главной женщиной его жизни. В 1929 году на Пушкинской площади в высотном доме одна семья устроила вечеринку с блинами. Михаил Афанасьевич не хотел идти, был грустен, но пришел. И Елена Сергеевна Шиловская тоже не хотела идти, но пошла. И они оказались рядом за столом. Елена Сергеевна не говорила о себе, что она мистическая женщина, но была таковой. Булгаков потом ей писал: “Ведьма, ты меня привязала в тот самый вечер”...
Испытательный срок
- Когда генералу стало известно о романе жены с Булгаковым, он сказал: “Я завидую ему - такая женщина его выбрала... Но я вас умоляю - год не встречайтесь. Если через год ваши чувства не пройдут, я мешать вам не буду”. И они действительно год не виделись.
Как-то Елена Сергеевна возвращалась в Москву из Ленинграда с мыслями, что у нее двое сыновей, мальчики не могут без отца... «Будем жить с Шиловским, и дети будут счастливы». Она садится в поезд и покупает книжку в бумажном переплете - типичное бульварное чтиво. А в ней роман о женщине, пожертвовавшей своей большой любовью ради детей, которые в конце жизни обошлись с ней жестоко.
И Елена Сергеевна поняла, что не откажется от своей любви. Приехав в Москву, села в экипаж и думает: как же объясниться с мужем? Решив выпить сначала кофе, попросила остановить у первого же кафе. Входит в совершенно пустое помещение, где занят только один столик. За ним сидит Михаил Булгаков. Они бросились друг другу навстречу, поняв в этот миг, что будут вместе.
Но развод еще нужно получить. Елена Сергеевна сообщает мужу свое решение и уезжает за город. То и дело смотрит на калитку - не идет ли почтальон с ответом. Наконец ей принесли письмо. Она вскрыла его и прочла: “Я согласен на развод”.
Счастливый и недолгий брак
- Детей Шиловские поделили: старший Женя остался с отцом, а Сережа переехал в новую семью и стал жить с Булгаковыми. Разрешение на развенчание дал сам патриарх Тихон, сегодня прославленный в лике святых. За разрешением пошли вместе с Булгаковым, и оба удивились, что патриарх оказался таким теплым, человечным и доступным.
Он им сказал: “Ну конечно, вы должны быть вместе - вы же любите друг друга...” В первый же вечер после регистрации Михаил Афанасьевич привел новобрачную на Патриаршие пруды, подвел к скамейке и сказал: “Здесь они впервые увидели его”. - “Кого его?” - “Об этом ты узнаешь в своей время...”
Это был очень недолгий брак - семь лет они прожили вместе, хотя кажется, что они в один день родились и в один день умерли.
Елене Сергеевне удавалось создавать красоту везде, где бы она ни была. Даже в купе поезда обязательно ставила букет желтых цветов, наливала коньяк в хрустальные бокалы, которые брала из дому, рядом клала апельсины - и получалось чудо! Это чудо было 24 часа рядом с ним! Эта удивительная пара, которая не расставалась, казалось, ни на мгновение. Она была той самой женщиной, которую Булгаков ждал, и самое большое счастье, что он ее дождался.
Сережа называл Булгакова Потап. Он как-то спрашивает: “Скажи, Потап, вот мама к тебе переехала, а они с папой хорошо жили. Почему?” Тот ему отвечает: “Вот видишь ли, Сережа, женщина иногда может рискнуть и стать очень счастливой”.
В 1935 году большевики устанавливают дипломатические отношения с США, в Спасо-Хаус приезжает американский посланник Буллит и решает устроить первый прием. Приглашает на него, как говорят, “всю Москву”. Прием был фантастичный! На первом этаже подавали белое вино, в комнатах были устроены клумбы нарциссов, на втором - красное и гладиолусы, на третьем - коньяк и розы.
Из Московского зоопарка привезли 500 дроздов, их посадили на ветви мимоз, которые внесли, и в клетки. Когда во время банкета с клеток сняли покрывала, птицы запели... Это было что-то невероятное! Когда Михаил Афанасьевич вернулся с приема домой, он написал всю сцену бала у Воланда.
Его супруга сдружилась с женой посла, и они часто бывали в Спасо-Хаусе. Но через какое-то время все стало очень страшно: все пьесы запрещены, его не печатают. Но после знаменитого звонка Сталина его взяли на работу во МХАТ ассистентом режиссера, и Булгаков даже выходил на сцену как актер.
Тогда же решается квартирный вопрос: Булгаков переезжает в Нащокинский переулок, где в доме жили писатели. Тот дом снесли, к сожалению...
Последние дни
- Когда они встретились в 1929 году, все было прекрасно, но он ей сказал: “Дай мне слово, что я умру у тебя на руках”. Она возмутилась: “Какая смерть, что ты говоришь...” Но пришло время, и она эти слова вспомнила и все сделала так, как обещала.
После провала постановки пьесы о Сталине “Батум” Булгаков начал терять зрение, потом последовали приступы в Ленинграде. Его привозят в Москву, врач говорит: “Немедленно в больницу, это конец”. Елена Сергеевна отказывается от больницы, врач соглашается - пусть умирает дома. После этого писатель прожил еще четыре месяца.
Булгаков умирал мучительно. Последние дни в доме в Нащокинском переулке - только самые близкие и она, которая не отходит от него.
И наступает март 1940 года, когда все было кончено. В последнюю минуту Елена Сергеевна была рядом с ним. Булгаков не мог говорить. Она сказала ему тогда: “Я опубликую твой роман, я это тебе обещаю”. И Булгаков нашел в себе силы произнести: “Чтобы знали, чтобы знали...”
Достоинство одиночества
- Елена Сергеевна осталась одна. Вначале жила в квартире в Нащокинском переулке, потом перебралась в другое место. В 30-40-е годы считалась самой красивой женщиной Москвы. У нее было много увлечений. В том числе ее поклонником стал Александр Фадеев, роман продолжался несколько месяцев, но брака не получилось.
Потом она переехала на Никитский бульвар, 24, в маленькую квартирку. Главное сокровище ее дома - рукописи Булгакова. Любой человек мог к ней прийти, получить стакан чаю, бутерброд с сыром и возможность читать рукописи.
Один из знатоков Булгакова Анатолий Смелянский мне рассказывал, как он молодым человеком приехал из города Горького, узнал адрес вдовы Булгакова, позвонил в дверь... Это были 60-е годы, Елене Сергеевне было уже за 70. Он представил, что сейчас ему откроет старушка, возможно, в парике. И вдруг открывает дверь какая-то летящая женщина в голубом шарфе с горящими глазами.
Смелянский принял ее за компаньонку, а она ему говорит: “Это я, Елена Сергеевна Булгакова”. Смелянский прошел в комнату, ему разрешили прочесть рукопись “Мастера и Маргариты” и оставили одного. Когда через несколько часов хозяйка вошла, Смелянский сказал: ”Это никогда не напечатают!” Она уверенно ответила ему: “Это обязательно напечатают!”
В начале 60-х эта мысль казалась фантастической. Но Елена Сергеевна отправилась с Симонову, а его в этот момент не было в кабинете. Секретарь ей сказала: “Уходите, не теряйте время зря”. И она уходит, а вечером раздается звонок Симонова: “Вы у меня были, что вы хотели?” Она ему ответила: “Я так часто слышу слово “нет”, что я не хочу его еще раз услышать, потому не оставила вам рукопись”. Но Симонов попросил ее принести.
И Елена Сергеевна принесла рукопись, а через день раздался звонок от Симонова, который сказал: “Мы будем это печатать...” И в журнале “Москва”, в номере 11 за 1966 год была опубликована первая часть романа, вторая - в январском номере 1967 года. С большими купюрами, но роман вышел.
Когда через какое-то время к ней пришел иностранный издатель и сказал: “Какая вы все-таки наивная женщина, мадам Булгакова! Надо было вначале опубликовать это у нас - стали бы миллионершей, - а потом уже здесь”. А Елена Сергеевна ответила: “Это вы не понимаете, потому что когда я встречусь с Мишей, я смогу честно посмотреть ему в глаза”. Она не сомневалась, что встреча обязательно случится. Они встретились, и я уверен, что Елена Сергеевна честно посмотрела в глаза своему Мише...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Признаюсь вам, уважаемые читатели, что после этого увлекательного спектакля одного актера я пришла к дому на углу улиц Виландес и Элизабетес, чтобы просто постоять у него, вспоминая именно эти слова Елены Сергеевны - о ее вечной встрече с любимым человеком. Сильна, как смерть, любовь...
Людмила АНИСИМОВА.