Только один раз упомянув недавние действия Москвы, Обама заявил, что политическое урегулирование в Сирии позволит "нашим союзникам, а также таким странам, как Россия, сосредоточиться на единой цели уничтожения ИГИЛ".
"Этот тон сильно отличался от тона обращения российского президента Владимира Путина к Федеральному Собранию на прошлой неделе, в котором он открыто призвал к гораздо более тесному сотрудничеству между Москвой и Западом в борьбе с ИГИЛ", - замечает газета.
"Нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой ООН", - заявил Путин. Некоторые усмотрели в этих словах также критику международной антиигиловской коалиции под руководством США, добавляет издание.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг потребовал от Москвы более конструктивной роли в борьбе с ИГИЛ. "Пока что Россия наносила удары по другим группировкам и концентрировала свои усилия на поддержке режима Асада", - заявил Столтенберг в интервью ряду ведущих европейских печатных изданий, в том числе немецкой газете Die Welt.
НАТО исключает отправку своих сухопутных войск в Сирию, отметил генсек. "Нужны не сухопутные войска, а местные бойцы. Кроме того, это не война Запада с исламским миром, а война против экстремизма и терроризма. Мусульмане находятся на передовой в этой войне. Большинство жертв - это мусульмане, и большинство тех, кто борется против ИГИЛ, - это мусульмане. Мы не можем вести эту войну за них", - сказал генсек.
В борьбе с терроризмом Запад и Россия взаимозависимы - означает ли это, что будет больше снисходительности к Москве на других фронтах, например по Украине? Столтенберг ответил: "Мы не можем проводить решения по Сирии, сделанные за счет Украины". Ранее Россия сыграла важную роль в ядерных переговорах с Ираном и в уничтожении химоружия в Сирии, напомнил он, сказав, что изоляция России никогда не была целью альянса.
После уничтожения российского бомбардировщика турецкими ВВС, сказал Столтенберг, "важно добиться деэскалации ситуации и начать разработку механизмов для предотвращения подобных инцидентов в будущем".
На взгляд Столтенберга, Москва дала ясно понять, что она "не ищет военного конфликта с Турцией и заинтересована в устранении напряженности".
По поводу вступления в НАТО Черногории Столтенберг сказал: "В вопросе о принятии Черногории речь не идет о России. Черногория - это независимое государство, которые имеет право самостоятельно выбирать путь. Идея о существовании так называемых сфер влияния относится к старому миропорядку, когда сверхдержавы контролировали своих соседей".
"Мэр Лондона Борис Джонсон призывает Запад объединиться с "тираном" Путиным против ИГИЛ", - пишет корреспондент Independent, приводя выдержки из статьи Джонсона, опубликованной в The Daily Telegraph и называя его ведущим кандидатом на роль преемника британского премьера Дэвида Кэмерона.
Лондонский мэр написал о десятках тысяч людей, погибающих от рук террористов "Исламского государства": "Я не хочу, чтобы они были на моей совести, и не хочу, чтобы эти психи из ДАИШ (ИГИЛ) и дальше веселились в своем самозваном халифате, получив разрешение и дальше рекламировать свои террористические кампании".
"Нам нужно, чтобы кто-то предоставил наземные войска. И учитывая, что мы не собираемся предоставлять британские наземные войска, и французы с американцами хотят этого не больше нас, нам не приходится придирчиво выбирать союзников", - отметил Джонсон. Он выразил сомнение, что "Свободная армия Сирии" совместно с другими "группировками и группировочками" в состоянии предоставить 70 тыс. солдат, и указал, что среди них могут быть джихадисты.
"Кто же остается? Ответ очевиден. Остается Асад со своей армией". Лондонский мэр сообщил в публикации, что не является поклонником Путина, и напомнил об оккупации отдельных районов Украины, уничтожении борта MH-16 "посреднической армией" российского президента и отравлении Александра Литвиненко. "Несмотря на некоторое сходство с домовым эльфом Добби, Путин - довольно жестокий тиран и манипулятор", - констатировал политик, но не исключил возможности сотрудничества, так как "нельзя сидеть на двух стульях".
В интервью The Sunday Times бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр изложил свое видение стратегии борьбы с исламистским терроризмом.
Борьба идет "не на жизнь, а на смерть", считает Блэр. "Ситуация вышла на глобальный уровень. В мире практически не осталось мест, не затронутых этим, разве что Южная Америка. Это не просто насилие, это идеология. Это как фашизм или революционный коммунизм - нужно уничтожить и идею тоже".
Блэр одобрил решение Великобритании начать военно-воздушную операцию на территории Сирии: "Воевать с ДАИШ (ИГИЛ) нужно там, где у них штаб". Блэр призвал создать международный корпус быстрого реагирования и привлечь к сотрудничеству арабские и африканские страны, а также Китай.
Позиция противников вмешательства Великобритании в дела Ближнего Востока вызывает у политика "тревожные ассоциации с 1930-ми", когда "люди на протяжении многих лет считали, что фашизм перегорит сам собой, и это породило политику умиротворения".
Помимо нанесения авиаударов, Западу следует создать в Сирии "зоны безопасности" и, возможно, пригрозить Асаду "прямой силовой акцией по пресечению" использования бочковых бомб против гражданского населения, считает Блэр.
Президент Сирии Башар Асад в интервью The Sunday Times осудил британские авианалеты на территории Сирии. Журналистка Хала Джабер побеседовала с ним в Дамаске.
Асад назвал действия Великобритании "незаконными" и сказал, что они лишь поспособствуют распространению "раковой опухоли" терроризма. Он высмеял утверждения британского премьера Кэмерона, что 70 тыс. умеренных повстанцев способны разгромить ИГИЛ на земле.
"Это новая серия долгого сериала - классического фарса Дэвида Кэмерона", - заявил Асад. По его словам, не то что этих 70 тыс., но даже семи тысяч просто нет.
Газета напоминает: британские ВВС нанесли удар по нефтяному месторождению в Сирии.
"По мнению Асада, действия Запада против террористов в Сирии лишь подпитывают рост экстремизма и накаляют трения, тогда как российские авианалеты ослабили повстанцев-исламистов", - говорится в публикации.
"Сколько экстремистских ячеек теперь существует в Европе? Сколько экстремистов вы экспортировали из Европы в Сирию? Вот где находится опасность. Опасность - в питомнике", - сказал Асад.
"Россияне это видят четко. Они хотят защитить Сирию, Ирак, весь регион - и даже Европу. Я не преувеличиваю, когда говорю, что они сегодня защищают Европу", - подчеркнул он.
Россия вступила в конфликт "законным образом" - с разрешения Сирии, указал Асад.
Асада спросили, участвуют ли российские войска в боях в Сирии. "Мы это пока не обсуждали, полагаю, что сейчас это нам не нужно, так как все идет в правильном направлении. Возможно, со временем или в других обстоятельствах россияне об этом задумаются", - ответил президент.
"Асад отверг утверждения, будто россияне пришли в Сирию в тот момент, когда он мог вот-вот потерять остатки страны", - пишет журналистка, замечая, что российская поддержка окрылила Асада. Сам он сказал: "Она оказала значительное влияние и на военной, и на политической арене в Сирии".
При этом "Асад не отвергает вариант определенного сотрудничества с Западом". "Любовь или ненависть тут ни при чем, - сказал он, - главное - реальность. Готовы ли эти силы по-настоящему помочь нам в борьбе с терроризмом, не допускать, чтобы террористы проникали в Сирию через страны нашего региона, которыми управляют их доверенные лица? Или они не готовы? Вот в чем вопрос на самом деле. Если они готовы, мы примем их радушно. Ничего личного".
На взгляд Халы Джабер, ни один глава западной державы не заключит такой пакт с Асадом. Британия и Франция утверждают, что Асад - "палач своего народа", большинство западных лидеров требуют его отставки.