На этой неделе в России произошел технический дефолт. Она попыталась выплатить более полумиллиарда евро международным кредиторам в рублях по искусственно поддерживаемому обменному курсу Москвы. На реальном рынке стоимость рубля значительно ниже. Однако у России еще есть шанс избежать дефолта - расплачиваться евро и долларами, полученными от западных стран за газ и нефть.
Европа все еще спорит о санкциях против российской нефти. Тем временем несколько международных компаний заявили о том, что добровольно отказываются покупать российские нефтепродукты. Это породило надежды на то, что бизнес сам прекратит сотрудничество с Россией. На этом фоне бурю спровоцировало мнение Bloomberg о том, что топливные трейдеры, и Shell в частности, обходят свое обещание не использовать российскую нефть через "латвийский коктейль".
Когда груз с российским дизельным топливом не является грузом с российским дизельным топливом?
Ответ заключается в том, что Shell, крупнейшая нефтяная компания Европы, превращает его в то, что трейдеры называют "латвийской смесью".
В статье Bloomberg упоминается тот факт, что Shell включила новый пункт в свои контракты с дилерами. Компания больше не принимает российские продукты, то есть все то, что содержит более половины продуктов, произведенных в этой стране. Далее автор сообщает, что так называемая "латвийская смесь" создается в Вентспилсе, а также в Нидерландах в открытом море. "Латвийской смесью" называют любой коктейль, содержащий российские нефтепродукты.
Но уже на следующий день заявления политиков звучали прохладнее. За кулисами говорили, что Bloomberg опубликовал ложную информацию. Министр транспорта Талис Линкайтс утверждает, что смешивание нефтепродуктов имело место всегда и в этом нет ничего незаконного: "Насколько мне известно, все крупные международные компании смешивают нефть, и пока это, по-моему, не запрещено. Цель состоит в том, чтобы сократить общий объем российской нефти в Евросоюзе, и по статистике мы видим, что объем нефти снижается".
По данным Nekā personīga, с начала войны количество танкеров, заходящих в Вентспилсский порт, не уменьшилось. Наоборот, в марте оно было даже несколько выше, чем в феврале. В марте грузы в порт доставили 25 танкеров. Статистика Службы государственных доходов по реэкспорту топлива показывает, что он даже удвоился, превысив 200 миллионов евро.
При этом представители отрасли говорят, что часто на кораблях топливо смешивают. Делается это не из политических соображений, чтобы что-то скрыть, а чтобы улучшить качество продукта или удешевить его.
Так, управляющий Вентспилсским портом Андрис Пурмалис сказал: "Это описание законного действия, поэтому я также не мог понять, когда мы можем отреагировать. Нет, здесь не надо реагировать, это продолжается годами. Российская нефть в настоящее время не запрещена, и экспорт нефти в настоящее время разрешен. Российская нефть смешивается с другими маслами, мы знаем, что Саудовская Аравия, Иран, а также США продают нефть на рынке".
Представители Shell сообщили Nekā personīga, что с начала марта они не закупали российские продукты с целью их смешивания ни в Латвии, ни где-либо еще.