В последние годы, до пандемии, число ушедших в мир иной в нашей стране не превышало 29 тысяч человек в год, но в прошлом году оно увеличилось примерно на 18% и составило более 34 тысяч.
Пандемия не оказывает существенного влияния на уровень смертности населения Латвии — заверяли ее отрицающие. В течение последних десяти лет число смертей в Латвии было достаточно стабильным: от 28 000 до 29 000 человек в год. В 2020 году, когда коронавирус пришел к нам, скачка смертности не произошло: в позапрошлом году в Латвии в мир иной ушло 28 854 человека.
Однако прошлый год — 2021 — закончился значительным приростом печального показателя. Официальная статистика за все 12 месяцев полностью не составлена, но Центральное статистическое бюро (ЦСУ) еженедельно публикует данные о скончавшихся.
Данные за прошедшие 52 недели показывают, что скончалось 34 018 человек. Эта цифра превышает число умерших в 2020 году более чем на 5000 человек — число жителей небольшого латвийского города.
Данные ЦСУ показывают, что в прошлом году самая высокая смертность зафиксирована с 18 октября по 21 ноября (с 42 по 46 неделю), когда за пять недель умерло 4453 человека, или почти 900 человек в неделю. Именно тогда, чтобы уменьшить распространение Covid-19, правительство Латвии ввело локдаун с 21 октября по 15 ноября.
Это предварительные данные, и число официально зарегистрированных смертей может немного варьироваться, но ясно, что в 2021 году смертность значительно увеличилась. В настоящее время Центр профилактики и контроля заболеваний (SPKC) собрал данные за 11 месяцев прошлого года, в течение которых в Латвии умерло 31 063 человека. «Анализируя данные за 11 месяцев 2021 года, можно увидеть, что смертность увеличилась на 12,5% по сравнению с аналогичными периодами 2015-2020 годов», — сообщает Илзе Арая, глава отдела коммуникаций SPKC.
По данным SPKC, в 2020 году коронавирус, как причина смерти, указан в 700 случаях. Следует отметить, что пандемия Covid-19 достигла Латвию только в марте 2020 года, первая смерть была зарегистрирована в апреле, а в первом полугодии как заболеваемость, так и смертность от Covid-19 были относительно низкими. По данным SPKC, Covid-19 убил 18 человек в период с апреля по начало октября 2020 года (в настоящее время такое число смертей от Covid-19 нередко фиксируется за один день). Однако с осени 2020 года заболеваемость и смертность от Covid-19 резко возросли.
«За 11 месяцев прошлого года зафиксировано 3965 смертей, где Covid-19 указан как основная причина смерти. Математически это также являлось причиной увеличения смертности, но следует отметить, что некоторые из инфицированных Covid-19 могли умереть от другой причины, поэтому нельзя однозначно утверждать, что только вирус вызвал изменение статистики», — утверждает Арая.
По словам инфектолога Уги Думписа, данные о смертности от Covid-19 в разных странах несопоставимы из-за разных уровней тестирования и особенностей регистрации. Думпис приводит статистику дополнительной смертности во всем мире, составленную The Economist.
Согласно этим данным, за 14 месяцев, с 19 октября 2020 года по 19 декабря 2021 года в Латвии от Covid-19 умерло 4400 человек, но дополнительная смертность была выше: 7560 смертей.
«Анализируя 11-месячные данные смертности за 2021 год и сравнивая их с данными предыдущих лет (2015–2020 гг.), можно увидеть, что смертность от сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, психических и поведенческих расстройств, а также расстройств пищеварения несколько увеличились, при этом смертность от онкологии и внешних причин несколько снизилась», — пояснила Арая.
— Чтобы оценить влияние пандемии на смертность, необходим глубокий анализ данных и исследования, учитывающие различные факторы, влияющие на показатели смертности».
С этой проблемой столкнулись и другие страны, что затрудняет определение истинного числа жертв пандемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, с ее начала скончалось около 5,5 млн человек, но журнал Nature сообщает, что число жертв может быть во много раз больше. Не все страны ведут полную статистику смертности населения, другие искажают или скрывают информацию о реальном положении дел. Одной из таких стран является Россия, чьи опубликованные статистические данные о смертности от Covid-19 неоднократно подвергались сомнению.
«Мы до сих пор не знаем, сколько людей погибло во время пандемии 1918 года, но мне всегда казалось, что мы узнаем о следующей пандемии, потому что живем в современном мире. Оказалось, мы не знаем, и я, как демограф, нахожу это довольно грустным», — поделился в интервью с Nature в Эндрю Ноймер, демограф Калифорнийского университета.
Самая высокая смертность от Covid-19 приходится на возрастную группу старше 70 лет
Из-за пандемии Covid-19 лечение других заболеваний в Латвии долгое время было затруднено — доступ во многие медучреждения был ограничен, они временно прекратили оказание услуг или сосредоточились на лечении ковид-больных. «Конечно, смертность усугубляется невозможностью людей получить адекватную медицинскую помощь, но она также наиболее тесно связана с пандемией Covid-19», — указал инфекционист Уга Думпис.
Байба Зукула, директор Отдела социальной статистики ЦСУ отмечает, что старение населения также влияет на уровень смертности. Доля молодых людей в латвийском обществе уменьшается, а доля пожилых — увеличивается. «В начале 2021 года 15% населения Латвии были старше 70 лет. Следовательно, рост смертности ожидался, но не в такой степени», — заключает она.
По данным SPKC, из 4759 смертей от Covid-19 в Латвии (данные на 19 января), 3367 человек, или 71%, были старше 70 лет.
Смертность от Covid-19 среди молодежи значительно ниже: в возрастной группе до 40 лет менее чем за два года зарегистрировано 40 смертей, или 0,84% от общего числа умерших от Covid-19.
Эксперты утверждают, что в настоящее время очень сложно предсказать тенденции смертности в 2022 году, поскольку она будет зависеть от многих переменных. Оптимисты прогнозируют, что коронавирус не будет столь опасен, он постепенно станет чем то вроде гриппа, который можно контролировать без радикальных ограничений. Однако есть место и негативным сценариям, предсказывающим продолжение пандемии и высокую смертность.