Впрочем, как оказалось, компания забыла предупредить о чистых помыслах Смольный. По закону элементы благоустройства даже на частных территориях должны согласовываться с городом.
Нельзя отрицать – ПАО «ГИТ» предприняло такую попытку. «К нам поступало письмо с предложением установить монумент. Но мы пояснили, что такие согласования не в нашей компетенции, необходимо направить заявку в комитет по градостроительству и архитектуре», – рассказали «Фонтанке» в администрации Невского района. Однако в КГА ответили, что не рассматривали и не согласовывали проект установки памятника.
«Он оформлен не как памятник, а как элемент благоустройства дворовой территории», – отвечает на это Егор Клопенко. Впрочем, уточнить, что это за процедура оформления, все же не смог. Юридически скульптуры и обелиски действительно являются объектами внешнего благоустройства. И именно это обязывает согласовывать их с КГА.
Впрочем, это не мешает жителям домов, окружающих памятник, относиться к творчеству фирмы индифферентно. Несколько собственников квартир домов на улице Латышских Стрелков рассказали нам, что их не опрашивали, стоит ли устанавливать стелу стрелкам, но и не выразили возмущения этим фактом. «Для чего сейчас увековечивать их память, непонятно. Но, с другой стороны, пусть будет, от истории открещиваться не надо», – отметил один из опрошенных «Фонтанкой».
Даже если получить "добро" от Смольного компании не удастся, демонтировать памятник латышским стрелкам все равно некому. По городскому закону об административных правонарушениях, Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ) может выписать компании штраф в размере от 15 до 100 тысяч рублей. «По факту установки памятника без ордера начаты процессуальные действия. Мы выясняем компанию, производившую работы», – сообщили в ГАТИ.
Однако потребовать демонтировать монумент ГАТИ не может — нет полномочий. Снести его самостоятельно – тоже. Год назад Смольный грозился разработать механизм демонтажа незаконных памятников, однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Справка:
Латышская стрелковая дивизия была сформирована в годы Первой мировой войны по национальному признаку и отличалась железной дисциплиной. Она сражалась с немецкой армией на Рижском фронте. После Октябрьской революции большая часть латышских стрелков поддержала большевистское правительство. В том числе латышей привлекали для личной охраны Владимира Ленина и Кремля, а также для проведения карательных операций ЧК. Кроме того, латышских стрелков привлекали для подавления мятежа левых эсеров и народных восстаний. В 1920-м году Красная латышская дивизия была расформирована. К событиям Второй мировой войны определение «Латышские стрелки», как правило, не применяется.